Презентация на тему Гигиенические основы построения режима дня детей


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными осо­бенностями включает следующие обязательные элементы:режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);время пребывания на воздухе в течение дня;продолжительность и кратность сна;продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;свободное время, возможность обеспечить двигательную актив­ность ребенка по собственному выбору. Педиатры отмечают два ведущих фактора режима дня: 1. адекватная физическая подвижность;2. достаточность снаПродолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:в 7-10 лет - 11-10 ч;в 11-14 лет - 10-9 ч;в 15-17 лет - 9-8 ч. Особенности развития утомленияУтомление — естественное следствие любой работы, выражающееся в снижении работоспособности и полноценности функций основных систем организма. Утомление — процесс обратимый: прекращение деятельности способно устранить его и восстановить уровень функ­ций организма. Большинство физиологов и гигиенистов трактуют утомление как временное снижение функциональных возможностей организма, наступающее в результате деятельности.Утомлению обычно сопутствует субъективное чувство усталости. Однако утомление и усталость не всегда совпадают во времени. В настоящее время наиболее часто развитие утомления связывают со сложным переплетением процессов, протекающих как в нервных центрах, так и в периферических органах. О начале утомления школьника свидетельствуют следующие при­знаки:снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций);ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм и координация движений);появление чувства усталости.Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.Восстановлению умственной работоспособности учащихся спо­собствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции. ПереутомлениеПереутомление — это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппети­та, наличие некоторых функциональных нервно-психических рас­стройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.). Микросимптоматика переутомления характеризуется малой очерченностью, стертостью и большой изменчивостью. При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, осо­бенно сердечно-сосудистой системы. Выраженные признаки переутомления:резкое и длительное снижение умственной и физической рабо­тоспособности;нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство стра­ха, истеричность);стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония);снижение сопротивляемости организма к воздействию неблаго­приятных факторов и патогенных микроорганизмов.Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Для пол­ного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-пси­хических расстройств и нарушений регуляторных процессов в орга­низме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики. Восстановление сниженного функционального состояния организма складывается из 2 фаз: восстановления функционального уровня и упрочения достиг­нутого состояния восстановленности.Если отдых ограничивается только I-й фазой, т.е. восстановлением работоспособности, то он не приносит ожидаемых результатов. Новая нагрузка, даже незначительная, быстро возвращает организм в состо­яние сниженной работоспособности.Для отдыха необходимо столько времени, сколько нужно не только для восстановления функционального уровня, но и для упрочения достигнутого при этом состояния функций организма. Схема восстановления работоспособности