Презентация по истории на тему Либеральные реформы 60-70 годов XIX века


Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века Выполнила: учитель истории Н.Л. Мустафина Цели урока:1.познакомиться с содержанием земской, городской, судебной, военной реформ и реформы в области просвещения;2. оценить историческое значение реформ 60-70-х гг. XIX в. Реформы Александра II(1855 – 1881 гг.) Крестьянская (1861 г.)Земская (1864 г.)Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения (1863-1864 гг.) Реформы Прогрессивный, либеральный характер Феодальные, крепостнические пережитки Крестьянская (1861 г.) Переломный момент, грань между феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки; крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки). « Какие ждут нас в будущем дела?Об этом думать вы должны всё чаще.И если гражданин ты настоящий, Большой отдачи ждёт от нас страна. И подымай, бездумью вопреки, Свою решимость до конца бороться. И может от одной твоей руки Зависит всё, что будущем зовется... Н.А.Некрасов Почему требовалась реорганизация системы местного управления? -К концу царствования Николая I бюрократическая система местного управления полностью себя изжила. В провинции царили произвол и некомпетентность чиновников, казнокрадство и взяточничество. -После реформы российская деревня, в особенности бывшая владельческая, была лишена какой-либо социальной инфраструктуры(в бывшей помещичьей деревне не было больниц, школ, о дорогах никто не заботился) и административной инфраструктуры также ( поскольку ранее большая часть управленческих и полицейских функций была возложена на помещиков).? Почему было решено опереться именно на земское самоуправление, а не на силы государства? Государственная казна была истощена, своими силами правительство не могла поднять деревню - было решено пойти навстречу либеральным требованиями и предоставить местное самоуправление, которое более эффективно могло решать все насущные вопросы на местах. Земская реформа (1864г.) Н.А.Милютин Сыграл огромную роль в подготовкеземской реформы Земства – всесословные, выборные представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. «Положение о губернских и уездных учреждениях» Земства не были введены в Сибири , Архангельской губернии , Правобережной Украине, в Белоруссии и Литве, а также на территории казачьего самоуправления. Структура земского самоуправления : 3-я курия- крестьянская 2-я курия - городская 1-я курия- земледельческая Председатель Уездное собрание(гласные) Губернское земскоесобрание(гласные) Председатель Губернская земская управа Председатель Уездная земская управа Порядок выборов в земства: Знак члена избирательной комиссии 1 раз в 3 годаучаствуют только мужчины с 25 летИзбиратели делились на 3 курии Три избирательные курии . 1-я курия –земледельческая – землевладельцы должны были иметь не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс.руб. 2-курия – городская –собственники неземельных недвижимых имуществ, имевшие доход не менее 6 тыс.руб. и владевшие недвижимостью на сумму от 600 руб. (в мелких городах) и от 3,6 тыс.руб (в крупных городах) 3-я курия – крестьянская : Сельский сход избирает уполномоченных Волостной сход избирает выборщиков Выборщикивыдвигают представителей в уездные органы Полномочия земств ведали местными хозяйственными и социальными вопросами :просвещение строительство дороглечебные и богоугодные заведения продовольственное снабжение статистика и т.п. Мясоедов Г.Г. «Земство обедает» Городская реформа (1870 г.) Здание Московской городской думы (фото нач.XXвека) Городская реформа Созданы всесословные, выборные органы городского самоуправления. Полномочия такие же , как у земств. Городская дума(гласные) избирают Городской голова Городская управа Распорядительный орган Исполнительный орган Стоит во главе Стоит во главе Контроль государства Система выборов в органы городского самоуправления. Оценка реформы. 1 раз в 4 года участвуют только мужчины, достигшие 25 лет на основе имущественного ценза(платившие городские налоги и имевшие собственностьизбиратели делились на 3 курии: 1-я курия- крупные владельцы недвижимости (платили 1/3 городских налогов)2-я курия- средние собственники(платили 1/3 городских налогов)3-я курия- мелкие собственники(платили 1/3 городских налогов) Каждая из курий избирала равное количество гласных в городскую думу( 1/3 состава думы) Судебная реформа(1864г.) Кони А.Ф.- известнейший юрист того времени Реформа ввела новые принципы судопроизводства :ГласностьВыборность (выборы мировых судей , присяжных заседателей)Бессословность(решение суда не зависит от сословной принадлежности граждан)Независимость судебных органов от исполнительной и законодательной властиСостязательность (прокурор адвокат) Заседание суда Схема:«Судебная система по реформе 1864г.» (1-я часть) Император Сенат Здание Сената Судебная палата Окружной суд Прокуратура Адвокатура Защита на судебном процессе Орган судебного надзора. Прокурор поддерживает обвинение на суде ОБЩИЙ СУД(в губерниях) -Рассматривает уголовные и сложные гражданские дела Судьи назначаются императором -В заседании суда участвуют 12 присяжных заседателей: Судьи Высшая судебная инстанция назначались императором несменяемы 1.Избираются на основе имущественного ценза ,по жребию на каждый судебный процесс из «уважаемых» людей 2.Присяжные выносили вердикт : «виновен», «не виновен», «виновен ,но заслуживает снисхождения» 3.Решение суда с участием присяжных можно было обжаловать только в Сенате Схема: «Судебная система по реформе 1864г.» (2-я часть) Знак мирового судьи Съезд мировых судей избирает на 3 года избирает на 3 года Мировые судьи Городская дума Земское собрание уезда Мировой судья :-вершит суд единолично -рассматривает мелкие уголовные и гражданские дела -избирается на основе высокого имущественного и возрастного ценза МИРОВОЙ СУД (в городе и уезде) Здесь можно было обжаловать решение мирового судьи Но сохранились сословные суды для военных ,для духовенства ,а главное крестьянский волостной суд Знак волостного судьи Военные реформы(1861-1874г.г.) Милютин Д.А. военный министр Вопрос: Вспомните уроки Крымской войны . Какие преобразования были необходимы в армии ? Суть военных реформ: 1.Усовершенствована система военного управлении 2.Проведена военно- судебная реформа(введены состязательность и гласность военного суда ) 3.Развитие военной промышленности (перестройка старых заводов и строительство новых) налажено массовое производство новых видов вооружения 4.Строительство стратегических Ж/Д к западным и южным границам , создание Ж/Д войск 5. Приняты новые военные уставы(изменение тактических приемов) Военные гимназии Военные училища 7. Проведена реформа военных учебных заведений: Военные прогимназии Юнкерские училища Армия пополнилась высококвалифицированными офицерскими кадрами Увеличено число военных академий 6.Отменены телесные наказания в армии , улучшено питание и обмундирование Отмена рекрутчины введена всеобщая воинская повинность(1874г.) для мужчин с 21 годасроки службы: для армии- 6 лет + 9 лет запаса для флота- 7 лет + 3 года запасасокращенный срок службы для имеющих образование: 4 года- с начальным образованием 1,5 года – после гимназии 6 месяцев – с высшим образованиемосвобождались от службы : Духовные лица Единственный сынЕсли старший брат уже отслужилКормилец в семьеНекоторые национальные меньшинства (народы Крайнего Севера , часть жителей Кавказа , население Туркестана) 1) Численность русской армии составляла в 1864 г. - 1 млн. 132 тыс. человек, в 1867 г. – 742 тыс. человек. 2) Создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.) иМорской академии (1877 г.) 3) Отмена рекрутских наборов, введение всесословной воинской повинности для мужчин с 20 лет. 4) Гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота. 5) По новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания. Реформы в области просвещения Головнин А.В.- министр народного просвещения Вопрос. Почему были необходимы реформы в области просвещения? Система образования в результате реформы Начальные народные училища Низшая ступень государственные земские церковноприходские воскресные Средняя ступень гимназии Классические Реальные Высшая ступень Университеты Высшие технические учебные заведения Ход изменений в системе образования: 1.«Положения о начальных народных училищах» 1864г. --их могли открывать общественные учреждения и частные лица-срок обучения не превышал 3 лет-изучали : 4 правила арифметики, чтение и письмо, закон божий , церковное пение 2.«Школьный устав» 1864г. : Классическиеобучение-7 лет(с 1871г.-8 лет) Гимназии Реальныеобучение - 7 лет Готовили к поступлению в университет Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения Упор на гуманитарные предметы Главное внимание на математику. естествознание . технические науки В гимназии принимали детей «всех сословий , без различия звания и вероисповедания .Но при этом была высокая плата за обучение Ход изменений в системе образования: Женская гимназия . (г. Кирсанов) 3.Получает развитие женское образование : Появляются женские гимназии( 7 лет обучения) 1872г.- высшие женские курсы в Москве, Киеве , Казани 1878г.- в Петербурге «Бестужевские курсы» Появляются высшие учебные заведения для женщин: Состав учащихся в 1874 г. (в процентах) Родители учащихся Классические гимназии Реальные гимназии Дворяне и чиновники 59 53 Купцы 28 33 Духовные лица 6 3 Крестьяне 5 7 Прочие 2 4 Задание. Сделайте выводы на основе данных таблицы. Реформы Прогрессивный, либеральный характер Феодальные, крепостнические пережитки Крестьянская (1861 г.) Переломный момент, грань между феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки; крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки). Городская (1870 г.) Способствовала приобщению широких слоев населения к управлению , что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократическая интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами. Реформы Либеральный характер Феодальные пережитки Судебная (1864 г.) Самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Сохраняла ряд пережитков: особые суды. Военная (1874 г.) Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Просчеты в системе организации и вооружения войска. В области просвещения(1863-1864 гг.) Расширение и совершенствование образования всех уровней. Недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения. Реформы Либеральный характер Феодальные пережитки Эпоха великих реформ Александр II Вопрос . В чем по-вашему мнению состоит историческое значение реформ Александр II ? Не были ли они бессмысленны ? Историческое значение реформ 60-70-х г.г. Прогрессивное значение Ограниченность реформ 1.Реформы в целом носили прогрессивный , либеральный характер2.Реформы продвинули Россию по пути социально-экономической , политической и духовной модернизации , ускорили развитие капитализма3. Демократизация жизни в России4.Удар по сословному строю5.Закладываются основы для формирования в будущем правового государства и гражданского общества 1.Реформы были половинчаты и непоследовательны , имели компромиссный характер , сохраняется много феодально-крепостнических пережитков2.Реформы чередовались с охранительными мерами3.Сохраняется сословная неполноправность4.Не создана конституция "Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать ,что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания ..."    А.А.Кизеветтер Домашнее задание: *повторить содержание и значение реформ Александра II по п.21-22, стр.144-151.Проверить свои знания можно с помощью практикума на сайте: http://fcior.edu.ru/card/9397/velikie-reformy.html