Презентация на тему Работа с текстом как способ формирования комплекса УУД в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка в 5классе.


Работа с текстом как способ формирования комплекса УУД в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка в 5классе. В чем заключается задача школы?Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ. Приоритетная цель школьного образования:развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,проектировать пути их реализации,контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса Как достичь эту цель? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий Что такое текст ?Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Падают с берез и медленно кружатся в воздухе легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Что такое текст Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой. Почему это текст? Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался непростым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул. Что такое текстТекст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой.Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?Скучная картина! Тучи без конца,Дождик так и льётся, лужи у крыльца.Чахлая рябина мокнет под окном;Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)Унылая пора! Очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.(А.С. Пушкин) И. Левитан «Золотая осень» Словесное описание картиныВоспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, – тогда картина оживёт.Попробуйте «войти» в картину, почувствовать чистый, прозрачный воздух осени, тихие переливы воды, шорох золотых листьев. Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались в светлый осенний день на берегу маленькой речушки. Подобрать нужные слова вам помогут высказывания русских писателей: 1) Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего... (И. Тургенев) 2) Как украсили и зажгли лес берёзы! Зелёные, они сливались с лесом, а сейчас горят среди сосен золотыми кострами. (Г. Николаева) 3) Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках. (К. Паустовский)       Невольные слезы обожгли мне глаза… Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете…      Все дрожало у меня в душе. Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное.      А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил ее до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда еще молодого сердца.                                                                                      (К. Паустовский)    Что такое текстТекст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой.Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.Текст создается для выражения мысли. Это связное законченное высказывание. Этап Деятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные действия1.Самоопределение к деятельности Организационный моментВключение в деловой ритм. Устное сообщение учителяПодготовка класса к работе.Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельностиВыявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыкиКоммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков3. Постановка учебной задачи.Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуациюСтавят цели, формулируют (уточняют) тему урокаРегулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы4. Построение проекта выхода из затрудненияОрганизует учащихся по исследованию проблемной ситуацииСоставляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации5. Первичное закреплениеУстанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщениеРешают типовые задания с проговариванием алгоритма вслухРегулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения зада, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуОрганизует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнивая с эталоном.Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение7. Рефлексия деятельности (итог урока)Организует рефлексиюОсуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствияКоммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:Системно-деятельностный подходТехнологическая карта урока Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования. Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно. А. Дистервег  Использованные материалы:www. artlib.ruАнтонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников. – М.: Вербум-М, 2000.Альбеткова Р.И. Изучение темы «Текст» на уроках словесности в 5-6 классах // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». – 2001. – №31.Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс. – М., 2001.Львова С.И. Русский язык. 5 кл.: уч. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.Слайды 7 – 14 данной презентации созданы Т.Б. Байдаковой