Презентация к докладу на педагогическом семинаре по теме Мотивация учебной деятельности


« Формирование МОТИВАЦИИ учения в школьном возрасте»Доклад на педагогическом советеЛоктева Н.И. Проблема школьной мотивации – один из краеугольных камней в современном образовании. Маркова А.К.Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться.Сухомлинский В.А. Что такое мотивация?Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.А.Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и «цель». Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив=потребность «получить возможность погулять». В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления заданий.Мотив реально действующий вытекает из потребности(н-р, пойти погулять)Изучение мотивов предполагает проникновение в их иерархию, где одни из них выполняют функцию побудительную — это ведущие смыслообразующие мотивы. Любая деятельность полимо-тивирована. В каждой конкретной деятельности складывается определенная иерархическая структура.Мотивация учения – это совокупность мотивов, побуждающих к учебной деятельности. Наибольшей побуждающей силой обладают мотивы, вытекающие из осознанных потребностей   Как преодолеть противоречие?«Можно коня привести к воде,Но нельзя заставить его пить»Восточная мудростьЧтобы успешно применять принцип мотивации, как и любой дру­гой принцип дидактики, необходимо не только знать его основные положения, но главное уметь применять его в практической деятельности, а для этого необходимо соблюдать ряд условий его реализации:• знать и применять диагностические методики для выявления уровня развития мотивации учащихся;• при выборе целей пользоваться для этого специально разработанной номенклатурой целей;• руководствоваться методическими рекомендациями по применению средств побуждающего воздействия и анализа педагогической деятельности;• иметь представление о мотивационной основе учебной деятельности учащегося;• учитель должен научиться решать следующие вероятные педагогические задачи:1) управлять вниманием учащихся; 2) разъяснять смысл предстоящей деятельности; 3)актуализировать необходимые мотивационные состояния; 4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности; 5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач; 6)обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях; 7)оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы. Принцип мотивации заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формирование целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую деятельность; побуждать учащихся к активной жизнедеятельности, стимулировать у них заинтересованное, добросовестное и ответственное отношение к труду, учению, к знаниям; своевременно выявлять сформированность мотивации учащихся, ее основных признаков. Как диагностировать мотивацию?Методик, диагностирующих школьную мотивацию, крайне мало, и практически все они предназначены для учащихся начальной школы.Кто из учёных занимался изучением мотивации?А.К.Маркова, Дж.Брунер, Г.И.Щукина, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Б.Г.Ананьев,А.И.Липкина, А.Н.Леонтьев {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Методы изучения мотивацииНаблюдениеПоведение учеников во время урока и вне его, учебная, общественно полезная, организационная и другие виды деятельности, характер общения школьников2. Создание экспериментальных педагогических ситуацийВключаются в естественный ход учебного процесса в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на классном часе и т.д.3. Индивидуальная беседаПредполагает прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика4. АнкетированиеПозволяет довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах школы об отношении школьников к учению.5. Сбор данных о показателях сформированности учебной деятельностиСвидетельствует об уровне реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости(к/срезы, итоговые оценки, участие в др. видах учебной деятельности) и посещаемости Принцип мотивации соответствует законам единства познания и оценочной деятельности (единство знания и отношения), активности субъекта в процессе отражения и изменения им объекта. Эти общие положения необходимо учитывать в педагогическом процессе: отношения учащегося к знаниям, учению, труду, другим ценностям формируются не только в процессе и на основе познания, а формируются вместе (в соответствии) с потребностями и целями человека и общества. Но для того, чтобы принцип мотивации выполнял регулятивную функцию, он должен отражать не только общие законы, но и внутренние закономерности процесса обучения.Первое требование принципа мотивации: необходимо формировать гармоничную мотивационную сферу - в школьном возрасте ее основу составляет мотивация учения и труда с ее неотъемлемыми компонентами (мотивация учения, мотивация труда, мотивация достижения, мотивация общения, мотивация конструктивного конфликтного поведения).Второе требование принципа, следовательно, заключается в том, что необходимо своевременное выявление сформированности мотивации учения и труда - систематическое определение уровня ее развития у большинства учащихся.Третье требование принципа состоит в целесообразном отборе и применении на уроках средств побуждающего и формирующего воздействия Как осуществляется формирование мотивации?Мотивация как мощная, достигающая педагогической цели технология осуществляется только совместными усилиями специалистов – педагогов, психологов, администрации, родителей школьников. Как преодолеть снижение мотивации учения?{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}Причины снижения мотивации ученияПедагогическая деятельность, направленная на повышение мотивацииНравственная незрелость школьника: лень, безволие школьника; потеря смысла учения (интереса*); Предоставление «пробы сил» в различных областях знаний. Старшеклассник овладевает еще рядом новых способов целеполагания: научается предвидеть последствия достижения тех или иных целей, т. е. последствия своих поступков; при постановке системы целей определять ресурсы (время и силы) для реализации каждой из них; научается принимать решения (ставить цели и определять пути их достижения), касающиеся не только его 'самого, но и других людей — сверстников, учеников младших классов.Отрицательные черты учителя: невладение учителем арсеналом современных методических приемов, неучет возрастных особенностей старшеклассников, особенности личности самого учителя, неверный выбор средств побуждения к учению, ограниченность его педагогических возможностей. Воспитание мотивации надо строить не как «приспособление» к наличным, сложившимся у ребенка уровням мотивации, а как перевод школьников к новым ее формам, к более зрелым способам регуляции своего учебного поведения. включение школьников в активные виды деятельности и социальных взаимодействий. Формировать зрелые уровни познавательных мотивов — мотивы самообразования и социального сотрудничества. Эти мотивы должны приобрести личностный смысл, стать действенными и доминирующими, войти в систему целей школьника, стать эмоционально привлекательными. На этой основе у молодого человека складывается потребность в непрерывном образовании и активной жизненной позиции. требовательность учителя к себе по высшим меркам профессиональной подготовленности и непрерывного самообразования От чего зависит направление мотивационной педагогической деятельности?Выбор методов и определение направления педагогической деятельности зависит от выявления преобладающих мотиваций у учащихся: 1.желание получить одобрение, 2.страх наказания, 3. стремление к достижению успеха Что необходимо ещё?Учителю необходимо структурировать свою деятельность в соответствии с мотивационной основой деятельности учащихся.Мотивационная структура урока:1. Организация и управление вниманием учащихся.2. Разъяснение смысла деятельности.3. Актуализация мотивационных состояний.4. Совместная с учащимися постановка целей занятия.5. Обеспечение ситуаций успеха в достижении цели.6. Поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях.7. Оценивание действий, процесса и результатов обучения. Какой бывает мотивация?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Внутренняя мотивацияВнешняя мотивацияположительнаяотрицательнаяположительнаяотрицательнаяИнтересен изучаемый предметместьСтремление получать высокие оценкиИзбегание неудачиИнтересны знания по предметувластьОдобрение учителяСтремление избежать низкой оценкиИнтересен метод преподаваниязавистьОдобрение родителейСтремление избежать наказания родителейИнтересен преподаватель, но не предметОдобрение учащихсяСтремление избежать критикиОсознание, что знания нужны в будущемСимпатия к учителямСтремление избежать наказания учителяСтремление добиться особых успехов в изучении предметаСтремление превзойти другихСоциальный дискомфортОсознание своего познавательного прогрессаСоперничество Доверие учителя-предметникаХорошее настроение, уверенность в своих силах Методы мотивации и стимулирования{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Типы мотиваций(В.В.Пикан)Методы мотивацииЭмоциональныеПоощренияПорицанияУчебно-познавательные игрыСоздание ярких наглядно-образных представленийСоздание ситуации успехаСтимулирующее оцениваниеСвободный выбор заданийУдовлетворение желания быть значимой личностьюПознавательные Опора на жизненный опытПознавательные интересыСоздание проблемных ситуацийПобуждение к поиску альтернативных решенийВыполнение творческих заданийПредъявление заданий на смекалкуМозговая атакаРазвивающая кооперацияПредъявление учебных требованийИнформирование об обязательных результатах обученияФормирования ответственного отношения к учениюПознавательные затрудненияРефлексия поведения успехаПрогнозирование будущей деятельности Методы мотивации (продолжение){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ВолевыеПредъявление учебных требованийИнформирование об обязательных результатах обученияФормирование ответственного отношения к учениюПознавательные затрудненияРефлексия поведения успехаПрогнозирование будущей деятельности Социальные Развитие желания быть полезным отечествуПобуждение подражать сильной личностиСоздание ситуации взаимопомощиЭмпатия (сопереживание)Поиск контактов и сотрудничестваЗаинтересованность результатами коллективной работыРецензированиеВзаимопроверка Что показывает опыт?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Возраст(класс)МотивацияРезультативная пед.деятельностьНачальная школаОдобрение учителяЛичностные «подкрепления» положительно направленного поведения5-6 классыОдобрение одноклассников, родителейРабота кл. руководителя по формированию зрелого коллектива с положительной направленностью на достижение успехов в учении, работа с родителями 7 классОдобрение родителейРабота с родителями, интерактивная технология, групповые формы работы в обучении, коммуникативные методы8 класс9 классОдобрение одноклассников, сверстников; самоопред-ниеРаб.кл.рук.:формирование деятельного, самоуправляемого коллектива, обучение способам добывания знаний, ..10 классСамоопределение, выбор будущей профессии, ответственность перед родителями, авторитет учителяРабота психолога: помощь в самоопределении; деятельностный подход в образовании: научение способам добывания знаний; удовлетворение надпредметных познавательных интересов; технологии проектирования; работа с родителями11 класс Какая пед.деятельность формирует мотивацию ?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}классыОбразовательная деятельностьВоспитательная деятельностьНач.шк.Преемственность по всем направлениям обученияФормирование навыков самостоятельности в нравственном самооопределении(самопознание)5-6 кл.Преемственность, опёка администрации, работа с РК, система поощренийНасыщенность мероприятий по формированию деятельностного коллектива, повышение уровня воспитанности7 кл.Коммуникативные методы обучения, рейтинговая система поощрений, информационные технологии в обучении, обучение способам добывания знанийАкцент на работе с родителями, их информированность об успеваемости; участие родителей в соуправлении8 кл.Общешкольные мероприятия, пропагандирующие престиж знаний(КВН, «Что?Где?Когда?», конкурс «Ученик года», «Лучший по предмету…» и т.п.)9 кл.Предоставление условий для самоопределения(деятельностный подход), рейтинговая система поощрений, посещение уроков в других школах, организация обучающих конференций надпредметного направления.Профориентационная работа(экскурсии, лектории и т.п.)10 кл.Организация психологической поддержки(тренинги, выявление проф.направленности)11 кл.Дни «открытых дверей» для учащихся 7-10 классов Какой деятельностью можно качественно улучшить формирование учебной мотивации?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Методы Педагогическая деятельностьЭмоциональныеРазработать систему поощрений за положительную динамику в качестве знаний по итогам четвертейСоздать разновозрастные творческие группы самообученияПознавательныеРегулярно (не реже 1 раза в четверть) проводить интеллектуальные состязания в знаниях по предметам в виде занимательных игр, соревнований, специальных тестирований, КВН, «Что?Где?Когда?», конкурс «Ученик года», «Лучший по предмету…» и т.п.ВолевыеЕжегодно составлять мотивационные карты на каждого учащегося (МКУ) школы по результатам анкетирования(выявлять внутренние и внешние индивидуальные мотивации учения) и информировать о них учителей-предметниковСоздать электронный вариант классных журналов для доступности информации об оценкахСоциальные Проводить «Дни открытых дверей» Регулярно вывешивать рейтинги классов по количеству положительных оценок Организовать шефство лучших учеников школы над слабоуспевающими учащимисяЭкскурсии на предприятия, в др.школы, профориентационные лектории Предлагаем:Ежегодно составлять мотивационные карты на каждого учащегося (МКУ) школы по результатам анкетирования(выявлять внутренние и внешние индивидуальные мотивации учения) и информировать о них учителей-предметниковРегулярно (не реже 1раза в четверть) проводить интеллектуальные состязания в знаниях по предметам в виде занимательных игр, соревнований, специальных тестирований и т.п.Проводить «Дни открытых дверей» различной направленности Регулярно вывешивать рейтинги классов по количеству положительных оценок Организовать шефство лучших учеников школы над слабоуспевающими учащимисяСоздать электронный вариант классных журналов для доступности информации об оценках для учащихся и их родителейРазработать систему поощрений за положительную динамику в качестве знаний по итогам четвертейСоздать разновозрастные творческие группы самообучения