Презентация доклад на заседании методического объединения учителей начальных классов Формирование контрольно-оценочных действий обучающихся 1 класса в рамках новых ФГОС


Формирование контрольно-оценочных действий обучающихся 1 класса в рамках новых ФГОС МАОУ СОШ № 35 г. СыктывкарУчитель начальных классов Подорова Светлана Васильевна С чего начать? Обучение действиям оценки, взаимооценки и самооценки на первых неделях сентября (в рамках курса Цукерман Г.А., Поливановой К.Н. «Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе» ) Волшебные линеечки Можно оценить любое умение: писать по образцу, умение проверять безударную гласную, различать объекты живой и неживой природы, удобные слагаемые и т.д.Линеечки могут быть вертикальными и горизонтальными (в длину примерно 3 клетки). На ней оценку может отметить и учитель. Контроль по результату Цель: научиться оценивать результат своей деятельности.Проводится после осуществления действия путем сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.Для осознания учениками важности действий контроля и обучения этому виду деятельности можно использовать занятие «Как проверить свою работу» (Надпредметный курс «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон) Как проверить свою работу? Проверяю себя сам.Мой результат.Образец.Сравниваю.Пишу + или ?Почему не получилось? Пооперационный контроль Цель: научиться разбивать действия на шаги; контролировать правильность и полноту выполнения каждого шага; сверять результат.Со второй половины сентября – контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия Средство обучения – действия по алгоритму или ориентировочная основа действий.Например: фонетический разбор слова1. Выделить гласные звуки красным карандашом, сразу станет понятно, сколько в слове слогов.2. Разделить слово на слоги.3. Поставить ударение.4. Опираясь на роль гласных определить твердый или мягкий согласный, выделить синим или зеленым карандашом. Самооценка Трудным ли было это задание?В чем его трудность?Успешно ли ты с ним справился?Трудно ли было тебе проверить себя? Самоконтроль Каким способом ты работал?Какие еще способы ты применял?Какой способ работы был самым успешным?Как ты можешь проверить себя сейчас?Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения?В каких ситуациях это может тебе пригодиться? Итоговый контроль Цель: определить уровень сформированности знаний по предметам и основных компонентов учебной деятельности школьников. Проводит учитель (традиционно). Можно привлечь и учащихся, при этом у учащихся формируется прогностическая самооценка своих возможностей. Прогностический контроль Вводится в ноябре-декабре. Цель: научить ребенка прогнозировать ход своих действий, свои возможности относительно выполнения того или иного задания. Подразумевает «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения. Самооценка - Сможешь ли ты выполнить это задание?Трудно ли для тебя это задание?- В чем именно его трудность? Самоконтроль - Как ты будешь выполнять это задание?Что будешь учитывать?С чего начнешь?Из каких этапов будет состоять эта работа?Как ты сможешь себя проверить?Для чего нужны такие задания? Рефлексивный контроль Вид контроля, когда учащиеся при выполнении известных им действий должны понять (обнаружить), что к новому случаю тот способ (план), который только что был использован, не подходит.Цель: проверить, почему не «действует» этот план, в чем его несоответствие новым условиям. Объект контроля – сам «план действия», а не его исполнение.Обучение – во втором полугодии. Спасибо за внимание!