Презентация по обществознанию на тему Духовная сфера (10 класс)


Духовная сфера общества. Подготовка к ЕГЭ Вопросы кодификатора Понятие культуры. Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство, Формы и разновидности культуры. ФункцииНаука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки Образование, его значение для личности и обществаПонятие религии, ранние формы верований, мировые религии, функции религииПонятие искусства. Виды искусства Духовная сфера = культура Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»«Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком«Культура- это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»- американский культуролог М. Херсковиц Готы Эмо Рокеры Молодежные субкультуры Компоненты культуры Формы культуры Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 векеЭлитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителейНародная – анонимность, коллективность, первичностьЭкранная – видео, компьютеры Разновидности культуры По мнению большинства исследователей разновидностей три:Доминирующая культура- культура, которую разделяют большинство членов того или иного обществаСубкультура(от лат. Sub- под) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)Контркультура( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре Функции культуры ГуманистическаяКумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществомКоммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационнойПознавательная(гносеологическая) Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людейИнтегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней Наука как компонент культуры Наука- это сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе, человеке.Наука –это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров , научной деятельности ученыхОсобенности: Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов.Рационалистическая обоснованность.Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия).Проверяемость с помощью различных методов научного познания. эмпирическое познание теоретическое познание наблюдение и эксперимент научное моделирование, аналогия, абстрагирование в отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, подвергнуть его специальным воздействиям моделью выступает научная гипотеза, то есть предположение, догадка Методы научного познания эмпирическое познаниеимеет дело с фактами, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента теоретическое познаниеимеет дело с абстрактными научными законами, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру -электроны, гены Закон Архимеда Закон всемирного тяготения, законы наследственности Уровни научного познания Функции науки Культурно-мировоззренческаяНепосредственная производительная сила общества (включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производстваСоциальная функция (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития) Черты (принципы) образования Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства1. гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы2. гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов3. интернационализация – формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования Уровни образования Религия (лат. Religae - связывать) Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом Функции религии Мировоззренческая- создание религиозной картины мираКомпенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезниВоспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведениюКоммуникативная, способствующая сближению и общению верующих Религия существует в различных формах Мировые религии Мировая религия— религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентовЧтобы религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО :1.объединение крупной общности людей2.наличие последователей во многих странах и среди различных народов Пантеизм – МИР = БОГПолитеизм (язычество) – МНОГОБОЖИЕМонотеизм – МОНОБОЖИЕАтеизм – БЕЗБОЖИЕ, неверие в Бога и сверхъестественные силы Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом Опирается на Авторитет общественного мнения Нравственные убеждения личности Основные нравственные понятия: добро, зло, долг, совесть , гуманизм. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому, как к самому себе Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором Искусство- это сфера духовно-практической деятельности, которая направлена на художественное постижение и освоение мира Мастерство Творческая деятельность Произведения искусства Список использованной литературы 1) Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, К.Г. Холодковский. Обществознание 11 класс- М: «Просвещение», 2009.2) И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание. Для поступающих в ВУЗы- М: ООО«Эксмо», 2006.3) Автор и источник заимствования неизвестен