Презентация к мастер классу по теме Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки и музыкальных занятиях


Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки и музыкальных занятиях Хор кадетовучащиеся8а,10бклассов Индивидуальная работа(солисты)1-11 класс Ансамбль5-7 классов3 подгруппы Ансамбль мальчиков2-6 класс Хор 4-х классов Ансамбль младших классов1-3 класс3 подгруппы Творческое объединение «Поющие сердца» Цель мастер - класса - углубить общее представление о музыкальной игровой деятельности и способах её использования в практической работе. задачи:- дано общее представление о сущности игровой музыкальной деятельности;- выявлена роль восприятия музыки в процессе организации музыкальной игры;- отобраны игровые формы и ситуации, ориентированные на снижении эмоциональной нагрузки обучающихся, для более прочного и осознанного усвоения содержания учебного материала;- сформулированы принципы организации учебной деятельности в игровой форме;- приведены примеры нетрадиционного использования игровой музыкальной деятельности при помощи ИКТ. структурные элементы игровой деятельности создать у детей эмоциональную установку отбор задач осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии с разделами программы обучения и воспитания знакомство с правилами игры и игровыми действиями достижение результата Методика проведения игры подготовка к игре (объявление названия, сообщение о расположении участников)раздача необходимых предметов, (музыкальных инструментов, карточек) проведение игры подведение итогов игровой музыкальной деятельности Виды музыкальной игровой деятельности1.Музыкально-дидактические игры.2.Музыкально-ритмическая деятельность.3.Игра на детских музыкальных инструментах.4.Медитативные игры5.Психокоррекционные игры.6.Психотерапевтические игры7.Компьютерные игры темы картин - условных моделей характера музыки: 1. «Осень» - задумчиво, печально, грустно.2. «Демонстрация», «Салют» - торжественно, ликующе.3. «Танец» - радостно, весело, празднично.4. «Буденовец», «Солдат» - решительно, смело, гордо, мужественно.5. «Пограничник», «Пожарник» - взволнованно. темы картин - условных моделей характера музыки: 6. «Волк» - тревожность, опасность.7. «Родные просторы» - спокойно, просто, светло.8. «Клоуны» - шутливо, забавно.9. «Ледоход» - тяжело, грузно.10. «У колыбели» нежно, ласково, мягко, чутко.11. «В пещере», «Ночь» - таинственно, странно, загадочно. Темп Динамика Регистр Характеристика музыки ЗадумчивоПечальноГрустноТоржественноЛикующеЭнергичноРадостноВеселоПраздничноРешительноСмелоГордоМужественноСтремительноВзволнованноГрозноТревожноОпасно ШутливоЗабавноТяжелоГрузноНежноЛасковоМягкоЧуткоТаинственноСтранноЗагадочноВолшебноСпокойноПростоСветлоКрасиво ИГРА №1. «Я хорошо слушаю» Цель: учить концентрировать внимание детей. Задачи: пробудить фантазию ребенка, настроить внимательно слушать учителя. Оборудование: магнитофон, аудиозапись. Форма занятия: групповые занятия. Содержание игры: Содержание игры: включается магнитофон с аудиозаписью произведения Бетховена «Лунная соната». Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вдохните глубоко три раза… «Сейчас ты должен очень внимательно прислушаться к тому, что я скажу. Представь себе какую-нибудь собачку, которая тебе очень нравится. Дай ей немного еды, чтобы она знала, что ты ее друг. Представь, что она влияет хвостом, показывая, что тоже хочет быть твоим другом. Ты знаешь, что у собаки очень хороший слух. Если она напряжется, то может услышать даже самый тихий шорох. Ты можешь со своей воображаемой собачкой проделать такой опыт: скажи ей, что она должна сесть и ждать. Посмотри, как здорово она это делает и как внимательно на тебя смотрит. Погляди на ее уши. Они подняты? Возможно, у твоей собачки уши висячие. Это тоже не страшно, поскольку и у таких собак очень-очень тонкий слух. Представь теперь, что ты отходишь от собачки до тех пор, пока не окажешься на таком же расстоянии от нее, как самый дальний ребенок в классе – от меня. Теперь обернись к собачке и очень тихо  шепни ей сначала что-нибудь приятное. Посмотри, как она слегка приподняла голову и внимательно попытается понять твои слова… Теперь шепни еще тише, подзывая собачку к себе. Посмотри, что делает собачка, когда слышит твою тихую команду. Дай ей подойти к тебе. Что именно делает твоя собачка? Она медленно подходит или бежит к тебе большими прыжками? Когда она подойдет, дай ей что-нибудь вкусненькое. Если хочешь, можешь ее и погладить. Скажи ей, что ты удивлен тому, что она так хорошо тебя слушает. А теперь попрощайся с собачкой… и открой глаза. Ты тоже можешь своими ушами очень хорошо слышать все, что вокруг тебя происходит. А иногда ты можешь уши и «закрывать», например, когда слишком громкий шум тебе мешает. Теперь положи, пожалуйста, свою руку, как раковину, на правое ухо и держи так, как будто твое правое ухо очень большое и особенно хорошо все слышит. Что ты должен для этого делать рукой? Подождите, пока все дети приставят руку к правому уху. А сейчас сделайте это еще раз обеими руками. Сначала «закройте» свои уши, а потом сделайте их снова открытыми и большими. При этом можете себе сказать: «Я могу очень хорошо слышать. У меня очень внимательные уши». Теперь убери руки и сосредоточься на том, что я тебе сейчас скажу, повтори себе тихонько: «Я могу хорошо слушать». Теперь ты свои уши «открыл». Анализ упражнения: Какой звук ты совсем не любишь слушать? Какой шум тебе всего приятней? Когда ты «закрываешь» свои уши в школе, а когда – «открываешь»? Есть ли слова, от которых твои уши «закрываются»? Есть ли слова, которые «открывают» твои уши? ИГРА №2. «Где я» Цель: учить детей внимательно слушать, развивать чувство пространства и визуальную память. Задачи: пробудить любопытство детей, заставить их собраться и внимательно прислушаться. Оборудование: магнитофон, аудиозапись, повязка для глаз. Форма занятия: групповое занятие. Содержание игры: включается магнитофон с аудиозаписью произведения Баха: «Ария для струнных». Сейчас я хотел бы сыграть с вами в игру, в которой кто-то из вас будет Детективом. Мы завяжем Детективу глаза, чтобы он мог «видеть» только ушами. Один ребенок ведет Детектива в угол классной комнаты. Затем все дети расходятся по комнате и где-нибудь встают. Когда каждый займет свое место. Детектив кричит имя одного из детей. Этот ребенок с того места, где он стоит, стучит по какому-нибудь предмету, который находится рядом с ним. Например, стучит по столу, ударяет по корпусу батарее и т.д. для того, чтобы дать Детективу «информацию к размышлению», стук надо повторить несколько раз. Потом Детектив должен сказать, где стоит ребенок, которого он звал. (Если детям трудно описать вербально местонахождение ребенка, они могут показать на него рукой.) Затем Детективом становится другой ребенок. Анализ упражнения: Что для тебя было трудно в этой игре? Можешь ли ты с закрытыми глазами представить себе классную комнату? Ты можешь представить, какие звуки производят разные предметы, если по ним постучать или до них дотронуться? Хороший ли ты Детектив? ИГРА №3. «Музыка земли» Цели: учить детей концентрировать внимание. Задачи: познакомить детей с «активным слушанием». Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью двух вариантов спокойной мелодичной музыки. Форма занятия: групповое занятие. Содержание игры: детям предлагается сесть поудобнее и закрыть глаза (включается аудиозапись произведения Бетховена «Лунная соната»). Когда вы сосредоточены и внимательны, ваши уши как будто широко раскрываются. Можете ли вы себе представить, что вы в состоянии слышать не только ушами, но и носом, ртом и кожей? Как бы вы стали слышать, если бы у вас по всему телу были бы крошечные ушки? Это, неверное, очень хорошо, особенно когда вы слушаете прекрасные звуки музыки. Я сейчас поставлю вам два музыкальных произведения, их очень приятно слушать. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните…Когда начнется музыка, представьте себе, что ты «вдыхаешь» звуки музыки ушами, носом и ртом и всеми порами твоей кожи… (Звучит первая мелодия.) Дыши глубоко через нос… и через уши… через кожу… Почувствуй, как звуки везде проникают в тебя, в твои руки, в твои ноги, в твой живот и твое сердце… Пусть твое тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается. Почувствуй, что музыка делает в твоем теле, как она дарит тебе покой, тепло и защиту…Сделайте краткую паузу после первой мелодии и повторите инструкцию. Когда начнется вторая мелодия, представь себе, что ты вдыхаешь все звуки своими ушами, носом, ртом и всеми порами своего тела. Анализ упражнения: Что ты переживал во время звучания первой мелодии? Что ты чувствовал, когда слушал второе произведение? Ты смог представить себе, что ты вдыхаешь звуки всем телом? Какая музыка тебе ближе? В этот раз ты слушал музыку по-другому, не так, как обычно? ИГРА №4. «Громко и тихо» ИГРА №4. «Громко и тихо»Цели: учить детей концентрировать внимание. Задачи: пробудить фантазию детей, дать представить им различные звуки и прислушаться к ним «внутренним умом». Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью двух вариантов мелодичной музыки, бумага и карандаш каждому ребенку.Форма занятия: групповые занятия. Содержание игры: включается магнитофон с аудиозаписью произведения Форе «Колыбельная». Дайте мне услышать, как вы дышите...Сначала ты должен представлять себе только тихие сейчас назову несколько таких вещей, и ты пан можно представишь их себе. Как ты думаешь, у тебя это получится? Начнем. Представь себе шорох, один совсем тихий шорох… Представь себе, как падает на траву моросящий дождь. Представь, как ты идешь на цыпочках босиком по очень мягкому ковру... Представь себе те тихие шорохи, которые ты слышишь, просыпаясь ночью…Представь себе, как кто-то напевает вполголоса красивую песню… Представь себе, какой ты тихий, когда с интересом слушаешь какую-нибудь историю…Теперь ты можешь снова открыть глаза ч рассказать мне о тoм, как ты представлял себе размыв вещи и звуки. Дайте детям по возможности больше времени, чтобы они могли спокойно поделиться своими переживаниями. Сейчас вы можете взять листы бумаги и карандаши и нарисовать несколько тихих вещей (10 минут.) Теперь мы будем представлять себе громкие вещи. Мы сами иногда бываем громкими? Да... Мы умеем быть такими шумными! Теперь я прошу закрыть всех глаза и снова три раза глубоко вздохнуть. Я хочу слышать, канвы выдыхаете. Ты слышишь, как другие дети дышат?  Я думаю, что это еще не громкие звуки. Я назову сейчас несколько действительно громких вещей. И я хотела бы, чтобы ты как можно отчетливее представил их себе. Представь себе, как звонит телефон... как наш класс на перемене резвится и веселится... как гремит гром в грозу, как огромный самолет стартует с взлетной полосы и поднимается все выше и выше... Представь, что ты стоишь возле майоре ударных инструментов и бьешь в ударники и тарелки... Представь, кап твой лучший друг подкрадывается и пугает тебя громким криком: «Буу!». Это звучит действительно очень громко... Сейчас открой глаза и скажи мне, что ты слышал в своем воображении и что видел. Снова дайте детям достаточно времени, чтобы они могли рассказать об этом друг другу. Теперь возьмите снова бумагу и карандаши и нарисуйте громкие вещи. Анализ упражнения: В каких местах нужно быть особенно тихими? Где можно быть очень шумными? Когда в школе можно быть громкими, а когда необходимо быть тихими? Посмотри на свои рисунки. Что бросается в глаза, когда ты сравниваешь обе картинки? Разные цвета? Или одни и те же предме­ты выглядят как-то по-разному? Есть ли звуки, которые тебя успокаивают? Пугался ли ты когда-нибудь слишком громкого звука? Существуют ли тихие звуки, которые могут напугать? Когда ты радуешься, ты бываешь громким или тихим? ИГРА №5. «Камень мудрости» Цели: учить действительно, слушать и контролировать  свое поведение при общении с другими. Задачи: развитие «активного» слушания. Оборудование: магнитофон, аудиозапись, красивый, не слишком маленький камень. Форма проведения: групповые занятия. Содержание игры: (включается аудиозапись произведения Моцарта 40-я симфония часть 1»). Я принесла вам что-то необыкновенное – это камень мудрости. Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Когда кто-то другой захочет о чем-то рассказать – он должен сообщить об этом и взять у меня камень. Пока камень находится в руках у одного ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается  другому ребенку и т.д. Можно тоже передавать камень ребенку, который просто хочет что-то сказать.Анализ упражнения: Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя? Что ты чувствуешь, когда хочешь что-то сказать, а в это время все  заняты своими разговорами? Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают? ИГРА №6. «Слушай внимательно» Цели: учить детей внимательно слушать других. Задачи: развитие активного слушания, способствование сплоченности группы. Оборудование: магнитофон, аудиозапись. Форма поведения: групповое занятие. Содержание игры: (включение аудиозаписи произведения К.Сен-Санса «Лебедь»). Порой мы что-то говорим и чувствуем, что наш собеседник в своих мыслях находится где-то далеко-далеко. Как мы это узнаем? Каким образом вы можете заметить, что вас, наоборот, внимательно, хорошо слушают – ваша мама, лучший друг или лучшая подруга? Разделитесь по двое, чтобы мы могли поупражняться в настоящем слушании. Решите, кто из вас будет А, кто – Б. Вы оба должны будете говорить на одну и ту же тему. Сначала А должен будет говорить минуты две. Б  смотрит на него и слушает. Через две минуты Б должен повторить все, что он слышал. При этом Б должен показать, что он понял своего собеседника. Тема следующая: «Что я делаю, когда бываю по-настоящему разъярен». (2 минуты). В ходе игры дети меняются ролями. Это даст ребятам полезный опыт общения в классе. Другие возможные темы для разговора: Что я делаю, когда сильно радуюсь? Как я приобретаю новых друзей? Что меня тревожит (заботит)? Что мне не нравится в нашем классе? Как я себя чувствую в классе? Что я делаю для нашего класса? Когда я бываю одинок?Анализ упражнения: Кто особенно внимательно тебя слушал? Как ты это заметил? Ты хорошо настраивался на разговор? Ты сам прилагаешь усилия для того, чтобы слушать других? Кто хорошо слушает тебя? ИГРА №7. «Запомни звуки» Цели: учить концентрировать внимание, способствовать развитию слуховой памяти. Задачи: развитие «активного слушания». Оборудование: магнитофон, аудиозапись, бумага, карандаши каждому ребенку. Форма проведения: групповое занятие. Содержание игры: (включается аудиозапись произведения П.Чайковского «Баркорола»).Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я сейчас буду ходить по комнате и производить различные звуки. Возможно, я открою и закрою дверь, потрясу корзину для бумаг или постучу по батарее. Я хотела бы, чтобы вы хорошенько прислушались и угадали, что я делаю. Слушайте внимательно, чтобы потом вы смогли описать эти звуки. Постарайтесь запомнить и последовательность этих звуков. Начните с ограниченного числа звуков, например, с пяти-шести, издавая их с интервалом в две-три минуты. Позже Вы сможете уменьшить то, что они услышали, и сравнить полученные результаты с результатами других. После того, как Вы проведете эту игру пару раз, дети сами смогут исполнять Вашу роль.Анализ упражнения: Что в этой игре было для тебя самым трудным? Сколько звуков ты смог запомнить? Какие звуки ты не угадал? Как ты помогал себе, чтобы запомнить последовательность звуков? ИГРА №8. «Внутренний слух» Цели: научить детей «активно слушать». Задачи: учить различать разнообразные звуки в окружающей обстановке и в собственном теле. Оборудование: магнитофон, аудиозапись. Форма проведения: групповые занятия. Содержание игры: (включается аудиозапись произведения К.Сен-Сонса «Лебедь»). Сядьте или лягте поудобнее на пол я закройте глаза… Девайте попробуем научиться слышать "внутренними ушами". Расслабь каждую честь твоего тела, как будто ты стал тряпичной куклой, которая набита маркой шерстью. Теперь глубоко вздохни, набери побольше воздуха и медленно выдохни, как будто ты хочешь охватить своим дыханием всю землю. Еще раз так же глубоко вдохни и медленно выпускай воздух обратно, посылая его во все концы земли. Теперь обрати внимание ни звуки, которые исходят от тебя, когда ты вдыхаешь и выдыхаешь. Возможно, твой желудок немного урчит, может быть, ты даже сможешь услышать или почувствовать, как бьется твое сердце или ощутить легкую дрожь в своей теле. Прислушайся очень внимательно к звукам, которые производит твое тело. Слушай только звуки собственного тепа. (1 минута) Теперь внимательно прислушайся к шорохам, которые раздаются вокруг тебя, вне твоего тела. Прислушайся к звукам и шорохам, которые можно слышать здесь, в помещении, или далеко за его пределами. Отметь, что ты слышишь. (Перечислите звуки, которые слышны в классной комнате, например: «Слышу, как вдали идет поезд'' т.д.». Твои глаза по-прежнему закрыты, а теперь ты закрой еще и уши. Не давай далеким звукам проникать в твои уши... Прислушайся снова к своим звукам в своем теле. Слушай только свое тело. Послушай, как ты дышишь… Послушай, как бьется твое сердце... Послушай, как урчит твой желудок… (30 секунд.) Теперь открой глаза и оглядись вокруг. Ты слышишь по-другому, не так как, прежде? Можешь ли ты пропускать мимо ушей внешние звуки и слышать только свое тело? Какие звуки извне ты слышал сначала? Можешь ли ты слышать очень тихие звуки вокруг тебя те, ко­торые ты раньше не замечал? Можешь ли ты после этого снова переключиться и слышать звуки твоего тела? Анализ упражнения: Что и как ты слышишь, когда просыпаешься? Как ты слышишь, когда бываешь усталым? Обращаешь ли ты иногда внимание на звуки, которые издает твое собственное тело? День рождения Игра – «Волейбол»Игра– «Дарц»ИнструментыТест В парке Игра - «Нотный тетрис»Игра – «Рисунок»Нотная грамотаТест Урок сольфеджио Игра – «Сыграй мелодию»Игра – «Угадай мелодию»СольфеджиоТест Музыкальная литература Игра – «Интервал»Игра – «Расставь пианино»КомпозиторыТест Концерт Игра – «Музыканты»Музыкальный словарьТест Спасибо за внимание!