Презентация Эффективные приёмы и методы работы со словарными словами в классах компенсирующего обучения (из опыта работы).


МОУ «ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1» Эффективные методы и приёмы работы со словарными словами в классах компенсирующего обучения. Старчак Е.Н. – учитель начальных классов, I категория СЛАБО РАЗВИТО ВНИМАНИЕ НЕДОСТАТОЧНАЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕН-НОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСЛАБЛЕНА ПАМЯТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ Особенности психофизиологического развития детей: Основные задачи: Помочь ученику в этом поиске и стимулировать развитие его памяти. Ориентировать учащихся на самостоятельный поиск и придумывание. Вовлекать их в разные виды деятельности, подключать к запоминанию различные чувства детей. Создавать на уроке условия для творчества, фантазии и обязательно побуждать к выбору индивидуального способа запоминания. 1 БЛОК Прослушайте ряд звуков и запишите по памяти соответствующие им буквы.[э], [у], [и][ы], [и], [о], [а][в], [н], [б], [р], [ш] [д], [з], [к], [п], [ф], [л][с], [ж], [т], [щ], [ч], [х], [д] Прочтите первый ряд букв и запишите их по памяти. Е, о, ы И, а, э, юН, б, р, в, шз,д, п, к, ж, фл, с, ш, т, х, ч, щ СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Примечание: ряд состоит из одних согласных или гласных, так как если согласный оказывается рядом с гласным, учащиеся объединяют их при чтении, и это облегчает им запоминание. Демонстрируются «слабые» графические знаки.ПАУК, ЧАСЫ, ВОЛК, ЛИСАКНИГА, БЕЛКА, ЩЕНОК, СЛИВАГРИБОК, ВОРОНА, КИЛЬКА, ФАРТУК Демонстрируются «яркие» графические знаки.СЛОН, ШУБКА, ШКАФ, АИСТАРБУЗ, КУКЛА, ТУФЛИ, СУМКАСОБАКА, ФЛАЖОК, ПАЛЬМА,ЧАЙНИК Запишите словарные слова на тему: «Сад и огород».Учащимся даётся 6 словарных слов с безударной гласной -е-. Через указанное время они записывают их по памяти. 2 БЛОК 3 БЛОК Знакомство с одним словом.Знакомство с новым словом. Работа над слуховым образом слова. Запись слова с «окошком». Работа над зрительным образом слова.Приём, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким АССОЦИАТИВНЫМ ОБРАЗОМ. ЗГАЗЕТА-БУМАГА КАПУСТА Я Ц Подбор однокоренных слов.Составление словосочетаний и предложений. Заучивание обобщенным способом.«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету». К.Д.Ушинский Выбрать опорное слово.«Увязать» в памяти все слова между собой. Классификация: Фонетические упражнения. Словообразовательные упражнения. Морфологические упражнения. Синтаксические упражнения. Упражнения лексического характера. Упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами. Упражнения над фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками. Фонетические упражнения. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке.Запишите слова из двух слогов, трёх.Запишите слова, имеющие ударение на первом, втором, третьем слоге.Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово. Словообразовательные упражнения. Подберите слова к данным схемам.МедведицаНайди в тексте однокоренные слова.Образуй от имён существительных, имена прилагательные, глагол.Рисунок- нарисованный, рисует.Замени каждое словосочетание словом, которое обозначает признак предмета.Лист с берёзы- берёзовый лист.Узнай слово, которое задумано.Корень, как в слове «красивый»; приставка, как в слове «пошёл»; суффикс, как в слове «берёзка»; окончание , как в слове «печка». ПОКРАСКА Морфологические упражнения. Выпишите из словаря три существительных, три прилагательных.Выпишите пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-его склонения.Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.Воробей (какой?)…..Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Определите падеж имён существительных.Машина остановилась… (дом).Ребята читают книги …(космонавт). Синтаксические упражнения. Замените предложение одним словом.Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду (коньки).К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого. Составьте предложения.Шофёр на деревеСорока в квартире..Составьте предложения с данными словами, различные по цели высказывания.Раздели текст на предложения.Расположите предложения в определённом порядке, чтоб получился рассказ. Упражнения лексического характера. Выпишите слова на заданную тему: «Овощи», «Птицы»..Найди лишнее слово. По какому принципу отобраны эти слова?Четверг, пятница, октябрь, суббота.Подберите слова-сравнения.Трактор шумел, как…. Упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами. Подберите синоним к словосочетаниям.Чистые руки (вымытые)Подберите к каждому из слов близкое (противоположное) по значению слово из словаря.Друг- товарищЗавтра -сегодня Упражнения над фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками. Составьте предложения, где можно употребить любое из данных выражений:Медведь на ухо наступил;Бежать во все лопатки.Найдите в тексте фразеологизм.Составьте пословицу из данных частейПуганая ворона найдёшь по карканью.Дом вороны и куста боится Вставь пропущенное слово.…и на кошку чирикает.…лает, ветер носит. Закрепление Ребусы, загадки. «Загадку я помещал не с целью, чтоб ребёнок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты, а для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные.»К.Д.Ушинский ЗакреплениеЗагадки, ребусы. Кроссворды Пословицы. Фразеологизмы. Приём замены развёрнутого определения одним словом из «Словаря». Формы контроля: зрительный; картинный; по памяти (по темам); с использованием загадок; творческий. Чёткое планирование слов, подлежащих изучению. Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных программных тем. Использование тренировочных упражнений, опирающихся на зрительные, двигательные, слухоартикуляционные восприятия. Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарём. Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов. Успех словарно-орфографической работы зависит : «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематически хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся она с I-X класс». А.В.Текучев.