Презентация «Использование элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и ТРИЗ — педагогики для повышения эффективности урока»


«Использование элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и ТРИЗ - педагогики для повышения эффективности урока» Орда Т.М., учитель физикипервой квалификационной категории «Творческому мышлению можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности» * ПРИМЕР “Я встаю ночью, для того чтобы пойти в ванную, но наступаю на игрушки, разбросанные моим младшим братом”Школьник, 12 лет * Разработка решения Тапочки с подсветкой еория ешения зобретательских адач Генрих Саулович Альтшуллер1926 – 1998гг. Области использования ТРИЗ: В науке - для решения исследовательских задач и выработки новых концепций, В педагогике и психологии – для формирования творческой личности. Дается ситуация, а задачу еще надо поставить.Данных для решения недостаточно или их избыток.Решение вероятностное и множественное. 1. Содержат исчерпывающие сведения для решения.2. Данные достоверны и не противоречивы.3. Решение единственное. Творческие задачи Тренировочные задачи Сравнительные характеристики тренировочных и творческих задач ТРИЗ направлена: на активизацию мыслительной и познавательной деятельности ученика;на способность самостоятельно мыслить;на развитие системного мышления. Принципы ТРИЗ: Принцип дробленияПринцип «наоборот»Принцип эквипотенциальностиПринцип сфероидальности У кого денег больше? Два специалиста одновременно устроились на работу по одинаковой специальности с утвержденным равным окладом. Но в контракте у одного было сказано, что через каждые полмесяца он будет получать на 10 рублей больше. Другому внесли дополнение о том, что ему будет выплачиваться каждый месяц на 20 рублей больше. Кто из двух работников получает больше?  Решение: Зарплату дают 1 раз в месяц. И у первого, и у второго за каждый месяц она будет расти на 20 рублей. Т.о., они получают одинаково. Объем колбы Легенда гласит, что Эдиссон дал задание математику Эптону определить объем колбы лампы. Эптон за время чуть больше часа справился с заданием и с гордостью показал свои вычисления. Тогда Эдиссон показал, как сделать то же самое за минуту и гораздо точнее. Как? Решение По объему вытесненной водыНалить доверху воды в колбу, а затем вылить ее в обычный мерный стакан. В открытые железнодорожные вагоны грузили сосновые брёвна. Чтобы определить объем загруженной древесины, контролеры измеряли диаметр каждого ствола. Работа кропотливая и медленная. А поезд в это время простаивает. Предложите, как быстро измерить объем всей древесины, не задерживая поезд? Объем древесины Решение Используем прием «копирование»: надо сфотографировать торец вагона и считать по фотографии диаметры бревен ( зная масштаб на фотографии), длина бревен одинакова и равна длине вагона. Преимущества ТРИЗ: Не требует больших затрат времени,Можно использовать в традиционной системе обучения,Развивает фантазию, воображение у детей,Вселяет уверенность в своих силах.