Презентация на тему ТРИЗ — педагогика: возможности и перспкективы


ТРИЗ-педагогика: возможности и перспективы Т - теорияР - решенияИ - изобретательских З - задач ТРИЗ И ПЕДАГОГИКА ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности ЦельТРИЗ-педагогики формирование системного мышления, обучение технологиям разрешения противоречий, как одиночных, так и комплексных Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой Задачи ТРИЗ-педагогики Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения Этапы развития ТРИЗ 1. 1953 год– Алекс Осборн «Управляемое воображение». Начало популяризации мозгового штурма в Америке.2. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, была впервые опубликована в 1956 году. Служила для решения инженерно-технических проблем.3. Постепенно показала плодотворность в решении задач различных областей знания: бизнес, реклама, журналистика, искусство, политика и т.д. Нашла поддержку за рубежом.4. В 80-х годах стала использоваться в педагогике как технология. В 1985 году разработал ТРТЛ5. С 2000 года как инновационная педагогическая технология, претендующая на ТРИЗ - педагогику Российский ученый и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (Г. Альтов) (1926 – 1998) Немецкий философ Г.В.-Ф. Гегель (1770-1831) Структурная схема ТРИЗ Решение проблем Развитие творческих качеств Законы развития систем АРИЗ Вепольный анализ Информационный фонд:Система приёмовЭффектыСтандарты Диверсионный анализ ФСА (функционально-стоимостный анализ) Системный анализ и синтез: системный подход, анализ и синтез потребностей, функциональный анализ-синтез Методы развитиятворческоговоображения (РТВ) Теория развития творческой личности (ТРТЛ) Теория развития творческих Коллективов (ТРТК) В наши дни в образовании следует отметить две основныеформы: классно-урочная и внеурочная.Всю технологию ТРИЗ можно разделить на две части: методы решения проблем: - законы развития систем - анализ решения изобретательских задач - информационный фонд - системный анализ и синтез…методы развития творческих качеств: - методы развития творческого воображения - теория развития творческой личности - теория развития творческих коллективов Методы ТРИЗ Функции и структура ТРИЗ ТРИЗ даёт для учителя возможность Усовершенствовать методику преподавания предмета Работать с увлечением Сделать свой предмет интересным для детей Создать у учащихся единую систему мировоззрения Пользоваться доверием детей и их родителей В основе ТРИЗ-педагогики: методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерцииразвить творческое воображение (РТВ)методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципахразрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ- общая теория сильного мышления)воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности(ТРТЛ) Основным законом ТРИЗ является закон развёртывания – свёртывания. Структура ТРИЗ ТРИЗ развивает у детей: Диалектическое мышление Дивергентное мышление Творческое воображение Познавательную активность Форма мышления, обеспечивающая познание действительности и упорядочивание представлений у детей. Метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Становление и совершенствование познавательной деятельности, направленной на поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли, эмоции, художественном произведении и пр. Развитие способности ребенка к созданию новых образов на основе мысленного преобразования объектов и ситуаций, встречавшихся в его опыте. Применение теории решения изобретательских задач для поиска наиболее эффективного решения любой проблемы дает возможность заменить хаотичный перебор вариантов алгоритмическим, при этом операции мышления становятся осознанными и управляемыми. Рефлексия собственных мыслительных процессов дает возможность утверждать, что человек, использующий эту теорию, видит проблему (то есть умеет анализировать ресурсы и вычленяет главные моменты и структурные единицы ситуации) последовательно, постепенно в соответствии с алгоритмом строит (производит анализ через синтез) и разрешает (делает умозаключения, опирающиеся на различные операции мышления) противоречия Вывод В последние годы получил распространение термин «ТРИЗ-педагогика». Целью ТРИЗ-педагогики является развитие творческого мышления и творческого характера. В рамках ТРИЗ-педагогики мы используем не только ТРИЗ, но и другие методы мышления. Например, мозговой штурм или методы критического анализа. Они хорошо дополняют ТРИЗ.ТРИЗ-педагогика сегодня намного шире, чем просто обучение детей решению творческих задач. Она включает в себя обучение методам проектирования и прогнозирования, сознательного управления своим временем и своей жизнью. Она формирует широкое мировоззрение, восприятие мира в разных моделях и толерантность. Многолетняя практика, моя и коллег, показала, что и мотивация большинства детей на занятиях, построенных по принципам ТРИЗ-педагогики, значительно выше, чем на традиционных уроках.Педагогика сегодняшней школы построена на образовательных традициях, сформировавшихся на заре индустриального мира. Она безнадёжно устарела. ТРИЗ-педагогика — шаг в будущее. Благодарю за внимание!