Презентация по теме: Общение в сестринском деле


ОБЩЕНИЕВ СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ Керченский медицинский колледж ПреподавательКореневская-Шевченко В.А. ОБЩЕНИЕ - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ - это информация, которая передается от живого существа к другому в межличностных контактах.ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информации и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом. Существует три уровня общения: Внутриличностный Межличностный (между двумя и более людьми) Общественный (между большими группами) ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ: ИНФОРМАЦИОННАЯ – получение и сообщение необходимой информации.Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др. 2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная). Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. 3. РЕГУЛЯТИВНАЯ. В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕДСЕСТРЫ – процесс установления и развития контакта между ней и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий:коммуникацию (передачу информации);интеракцию (выработку стратегии взаимодействия);перцепцию (восприятие и понимание партнерами друг друга). Элементыэффективного общения канал отправитель получатель подтверждение сообщение ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – реакция пациента на информацию, поступающая от медсестры и наоборот.Коммуникативные барьеры:фонетический (собеседники говорят на разных языках, диалектах);смысловой (употребление сленга);стилистический (фамильярное поведение);логическое непонимание («мужская», «женская» логика);социокультурные барьеры (социальные, политические, религиозные различия);барьеры отношений (недоверие к человеку распространяется и на передаваемую им информацию) Выделяют два типа общения: 1. Словесный (вербальный) - общение между людьми с помощью речи.2. Бессловесный (невербальный) а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.Внешний вид и поведение отражает некоторые аспекты личности медработника, в частности степень его заботы, внимания к пациенту, способность к сопереживанию. б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»). в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта»Обычно выделяют четыре психологических расстояния: • Интимное - менее 40 см, • Личное - 40 см - 2 м, • Социальное - 2 м - 4 м, • Открытое - более 4 м. Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны вступить друг друга в свою личную зону. Если пациент подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим. г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ. Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопиться, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. (Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь). К не вербальному типу общения примыкают так называемые ПАРАЛИГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ: • Пауза • Интонация • Возгласы и восклицания • Тон, звучность, тембр голоса • Дикция • Скорость речи ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ: • Тишина. • Конфиденциальность.• Адекватное освещение, отопление и вентиляция. • Удобная поза.На процесс восприятия людьми друг друга влияет: Степень знакомства. Предшествующая информация о человеке.Личный жизненный опыт общения. Эмоциональный фон. ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОБЩЕНИЮ: Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой.Резкая смена предмета разговора.Защита людей, которых критикует пациент.Преуменьшение чувств пациента.Обещания пациенту, отрицающие реальность ситуации.Поспешные заключения.Культурные отличия: язык, нормы поведения.Стили общения.Разница в возрасте. В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ Различают 5 стилей общения:1. давление (авторитарный); 2. уступки; 3. компромисса; 4. сотрудничества; 5. избегания. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями: а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении). б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом. Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:  1. Терапевтическое, эффективное. 2. Нетерапевтическое, неэффективное. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента. ЗАПОМНИТЕ! ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: 1. Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близких пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента. Например: - Что со мной случилось? - Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни? - А не вредно ли принимать это лекарство так долго? - Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим? 2. Снятие страха перед заболеванием и его лечением. Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни.Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб и т.д.), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Внешние проявления страха различны: от взволнованности и возбуждения - до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия («ушел в себя»). 3. Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия. Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея - помочь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: 1. ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ Вы должны хорошо знать пациента. Не только ФИО. Важно узнать его как личность. Как можно больше общайтесь с пациентом; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте, одобряйте его. 2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение - единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента. 3. КОНТАКТ ГЛАЗ Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции. НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ избирательное или невнимательное выслушивание;констатированное заключение;безразличное отношение;неоправданное доверие;стойкое или испуганное молчание; фальшивое успокоение;морализирование;критика, насмешка, угроза. ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ, НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ Вы можете общаться с ним: • Письменно; • Посредством карточек с рисунками, на которых изображены: стакан с водой или мочеприемник и т.д., например, дать судно? • Через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос «Да»). Существенно улучшить и оптимизировать свои отношения с пациентом, выработать свой индивидуальный стиль общения можно, развивая такие качества, как аттракция, эмпатия и рефлексия.Аттракция – это умение нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление.Эмпатия - это умение сопереживать другому человеку, способность понимать его не столько умом, сколько сердцем, т.е. постижение эмоционального состояния другого человека. Рефлексия - это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о нем. Отмечено, что при общении двух человек в сознании каждого из собеседников происходят следующие рефлексивные процессы:• «то, что я думаю о вас»;• «то, что вы думаете о себе»;• «то, что я думаю о самом себе»;• «то, что вы думаете обо мне»;• «то, что я думаю, что вы думаете обо мне»;• «то, что вы думаете, что я думаю о вас». Подведем итог… Десять «ДА» терапевтического общения:Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «Вы».Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности.Смотрите пациенту в глаза, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом.Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом. 5. Поощряйте вопросы вашего пациента.6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией вашего голоса.7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом.9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом.10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания, доверия. Задачи для самоконтроля