Презентация к педсовету Роль классного руководителя в формировании ключевых компетентностей обучающихся


РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА ЦЕЛЬ ПЕДСОВЕТА Поиск и разработка эффективных форм, методов, оптимального их сочетания для формирования ключевых компетенций обучающихся, определяющих устойчивость их поведения в различных жизненных ситуациях В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВОЗРОСЛА РОЛЬ НЕКОТОРЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, РАНЕЕ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ, ТАКИХ КАК: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций» В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» КОМПЕТЕНЦИЯ Совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и способностей, необходимых для эффективной деятельности в какой-либо профессиональной сфере(абстрактная модель) КОМПЕТЕНТНОСТЬ Персональный уровень владения компетенцией, зависящий, прежде всего, от мотивацииЕ.В.Гусельникова ИЕРАРХИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ: 1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Введение компетентностного подхода в воспитательный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении воспитательного процесса, и в практике работы классного руководителя Во-первых, целью воспитания становится не процесс, а достижение обучающимися определенного результата Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию воспитания, при которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ Идеологически направленная Социально-направленная Пропаганда и реализация общегосударственной идеи, жёсткая вертикаль структур, которые обеспечивают содержание и технологии воспитания.Наличие общегосударственной программы. Приоритетом является полезность обществу. Воспитывается человек, у которого на 1 – м месте стоят интересы коллектива, а свою деятельность он оценивает с позиции её значимости для окружающих его людей, так же как и они оценивают человека по количеству сделанных им полезных дел КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ Личностнонаправленная Компетентностно-направленная Воспитание человека, осознающего себя уникальной, неповторимой личностью, воспринимающим окружающую социальную среду как возможность для своего всестороннего развития и самореализации Воспитание человека, способного состояться в различных сферах жизнедеятельности:Гражданско-правовойПрофессионально-трудовойСемейно-бытовой , поло-ролевойКультурно-досуговойИнформации, коммуникаций и самостоятельного познания ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Пол, т. е. биологические особенности для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины Гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола Гендерный подход предполагает выбор деятельности, интересной для юношей с включением их в экспериментальную работу и выбор деятельности, интересной для девушек с их включением в групповую и коллективную работу. ЮНОШИ Слабо развита тонкая моторика рукиВ речевых навыках юноши тоже уступают девушкам, но если нужно проявить новаторство, например, решить кроссворд, найти словесные ассоциации, то юноши справляются с этим лучше Мало реагируют на эмоциональную окраску голоса (модуляцию, интонацию) воспринимают и осмысляют любую информацию о действиях (глагольные формы) Полученную информацию юноши лучше, чем девушки, соотносят с ранее имеющейся и воспринимают ее аналитически У юношей хорошо формируются в мозгу связи между знаками, словами и образами и создаются однозначные контексты ДЕВУШКИ легко адаптируются к новой обстановке, грамотнее и красивее пишут и говорят девушки схватывают информацию легко, но затрудняются в соотнесении ее с ранее имеющейсяобъем кратковременной памяти у девушек выше, чем у юношей. предпочитают словесное, а не знаковое обозначение даже при решении пространственных задач. Решать зрительно-пространственные задания для них тяжелая работа. создание мотивации у девушек достигается только эмоциональным путем, т.к. физиологически доминантным у них является правое полушарие. предоставление новой информации в связи с этим должно быть в более медленном, размеренном темпе обратная связь достигается путем многократного повторения типовых заданий для обеспечения устойчивого усвоения информации, что позволяет легко манипулировать полученными знаниями. ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА Отработать наиболее эффективные воспитательные технологии, сочетающие в себе вариативные подходы к деятельности обучающихся. Считать компетентностно-направленную концепцию образования наиболее перспективной для реализации в массовой практике классного руководителяФормировать у учащихся умения применять знания, умения, навыки в творческих условиях. Продолжить работу по диагностике, позволяющей: отслеживать динамику развития школьников; фиксировать уровень воспитанности на каждом этапе школьного обучения. Развитие творческих способностей личности является базовой предпосылкой , определяющей инновационный и проектный характер активности личности в целом.Творческий потенциал досуговой деятельности определяется её игровой природой, который может быть реализован путём целенаправленной организации игровых коммуникативных пространств.Наиболее оптимальной формой развития творческих способностей личности подростка является….. ДОСУГ - СВОБОДНОЕ ОТ РАБОТЫ ВРЕМЯ Одним из ведущих факторов успешности личности в различных сферах деятельности является способность к творчеству , которая обеспечивает адаптацию человека к меняющимся реалиям жизни, придаёт инновационный характер трудовой и д о с у г о в о й деятельности. Досуг отражает и воспроизводит окружающий мир, все его богатства, тем он и универсален. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Функции досуга:Самореализация,релаксация,развитие коммуникаций,умение отличать духовные ценности,умение противостоять бескультурью О духовных ценностях и культуре досуговой деятельности;О культуре общения со сверстниками и взрослыми;о своих потребностях и интересах;о нравственных нормах взаимоотношений в коллективе;расширение и углубление знаний об окружающей среде и видах искусства;об ответственности за свои действия и поступки. Ориентироваться в окружающем мире и в себе;Владеть собой в сложных ситуациях; Уметь организовать досуг окружающих и свой;Уметь видеть и отличать прекрасное от безобразного в природе , искусстве , труде, жизни;Отличать духовные ценности и противостоять бескультурию. Социальное самоопределение , самореализация свободной личности. Игровой тренинг, анкета , социальный опрос. Вечера , дискуссии , диспуты , круглый стол, сюжетно-ролевые игры, клубы по интересам, военизированные игры . Объединения, движения. Россия Вам надо ответить на 12 вопросов.На каждый вопрос можно ответить в вариантах: «да», «часто» , «иногда», «никогда» . 1.Используете ли вы свое свободное время для укрепления приятельских отношений и общения с разными людьми(друзьями, знакомыми, родственниками, учителями)2.Читаете ли вы развлекательную литературу?3.Читаете ли вы серьёзную литературу?4. Занимаетесь ли дома самообразованием готовясь к выбраннойпрофессии?5. Занимаетесь ли домашними делами, повседневными бытовымихлопотами?6. Отдаёте ли вы своё свободное время вашему увлечению- хобби?7. Занимаетесь ли вы спортом для собственного удовольствия?8. Бываете ли в кафе, на вечеринках, в танцзалах?9. Бываете ли в кино, театрах, на концертах, в музеях?10.Занимаетесь ли общественной работой?11.Любите ли побездельничать, посидеть у телевизора?12.Используете ли свободное время для дополнительной учёбы? Вопрос да часто иногда никогда Используете ли вы свое свободное время для укрепления приятельских отношений и общения с разными людьми(друзьями, знакомыми, родственниками, учителями) 90 9 10 7 Читаете ли вы развлекательную литературу? 19 6 56 32 Читаете ли вы серьёзную литературу? 10 4 43 57 Занимаетесь ли дома самообразованием по выбраннойпрофессии? 28 6 31 16 Занимаетесь ли домашними делами, повседневными бытовыми хлопотами? 88 16 16 5 Отдаёте ли вы своё свободное время вашему увлечению- хобби? 73 7 27 5 Занимаетесь ли вы спортом для собственного удовольствия? 24 4 43 12 Бываете ли в кафе, на вечеринках, в танцзалах? 61 6 24 21 Бываете ли в кино, театрах, на концертах, в музеях? 35 3 37 40 Занимаетесь ли общественной работой? 35 2 39 36 Любите ли побездельничать, посидеть у телевизора? 70 11 25 6 Используете ли свободное время для дополнительной учёбы? 19 3 53 37 АНКЕТА «ВЫ И ВАШИ УВЛЕЧЕНИЯ». совершенствование знаний техники безопасности знания о профессиях мужских и женских знание вопросов экономики и права понятие этики трудовых отношений информация о противопоказаниях к профессиям профессиональное самопознание знание рынка образовательных услуг, потребностей рынка труда знание правовых основ законодательства в области трудовых отношений знание источников информации в проф. – трудовой сфере Профессиональное самоопределение,Профессиональное прогнозирование,Понимание необходимости трудовой деятельности,Овладение общетрудовыми навыками,Осознанный выбор будущей профессии. МОТИВАЦИЯ ФОРМЫ И МЕТОДЫ АНКЕТА «УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» 1.Ты хорошо знаешь свою группу, попробуй охарактеризовать его одним словомДружная-35Веселая-15Хорошая-22Лучшая-11Коллектив-3Не очень дружная- 16Клеевая-1Затрудняюсь ответить-72. Назови группы, с которыми ваша группа в техникуме имеет общие дела?Гр.61 -12Гр.62-4Гр.64-2Гр.65-4Гр.66-7Гр.67-3Не знаю, ни с кем -63 3. Какая группа, на твой взгляд, лучшая в техникуме? Гр.60-5 Гр.61-16 Гр.62-12 Гр.64-12 Гр.65-14 Гр.66-11 Гр.67-11Лучшей нет-114. Какие традиции есть в твоей группе? Нет традиций -63 Чаепитие-4 Слово покупателя закон-3 Выполнять все на отлично-1 Быть активными -4 Опаздывать-3 Уходить с пар -3 Отмечать праздники-4 Собираться вместе-3 Линейка-1 Практика-2 Покушать в буфете-1 5.В чем проявляется твое участие в жизни группы?Просто присутствуешь на делах группы-28Сам предлагаешь провести некоторые из них-7Принимаешь участие в подготовке и проведении групповых дел-58Участвуешь в анализе и оценивании дела группы-7Стараешься избегать участия в жизни и делах группы-14Затрудняюсь ответить-46.Какие отношения друг к другу у вас в группе?Отзывчивые-32Доброжелательные-46Равнодушные-22Безразличные-14Конфликтные-13Нет ответа-4 7.ЕСЛИ БЫ ТЕБЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ПЕРЕЙТИ В ДРУГУЮ ГРУППУ, СОГЛАСИЛСЯ БЫ ТЫ?ДА-11НЕТ-1158.СЧИТАЕШЬ ЛИ ТЫ ПРЕСТИЖНЫМ БЫТЬ ИЗБРАННЫМ В ОРГАНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ?ДА-50НЕТ-63НЕТ ОТВЕТА-69.УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГРУППЕ ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ ВАМ ИЛИ ТЫ МАЛО ЗНАЕШЬ О ТОМ, ЧЕМ ОНО ЗАНИМАЕТСЯ?ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ-44МАЛО ЗНАЮ ОБ ЭТОМ- 44НЕ ПРИНОСИТ-4ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ-24.10. Какую оценку по 10-балльной шкале ты поставил бы ученическому самоуправлению в группе?0-21-5 -216-9-4210-49 ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА:1. СЧИТАТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНО-НАПРАВЛЕННУЮ КОНЦЕПЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРАКТИКЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОТВ. КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ, ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР 2.ФОРМИРОВАТЬ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ В ТВОРЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ. КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ВКЛЮЧИТЬ В ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ. ОТВ. КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ, ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР.3. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ И РАЗВИВАТЬ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. ОТВ. ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР, КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ4.ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО ДИАГНОСТИКЕ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ: -ОТСЛЕЖИВАТЬ ДИНАМИКУ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ; -ФИКСИРОВАТЬ УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ. ОТВ. КЛ. РУКОВОДИТЕЛИ, ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР 5. ВОВЛЕКАТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ ТЕХНИКУМА И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ГОРОДА И ОБЛАСТИ. (ОТВЕТСТВЕННЫЕ КЛ. РУКОВОДИТЕЛИ, МАСТЕРА П/О, ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР) 6. СОГЛАСОВАТЬ «ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ В ГАОУ СПО АО « КОТЛАССКИЙ ТЕХНИКУМ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» И ПРИЛОЖЕНИЕ №1.