Презентация к выступлению на МО начальной школы на тему РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ


РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ город Новосибирскучитель начальных классов Рак Галина Владимировна Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент. Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует в начальной школе, являются на мой взгляд, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные,социальные. Учебно-познавательные компетенции: • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;• иметь опыт восприятия картины мира. Информационные компетенции: • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернетом;• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; • уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;• овладеть навыками использования информационных устройств; • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет. Коммуникативные компетенции: • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. Социальные компетенции: • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя. Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе. Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка. В последнее время педагоги часто говорят о составляющей общей цели – освоение учениками системы общечеловеческих ценностей. Существуют различные подходы к определению структуры этой системы: с одной стороны, отдаётся приоритет нравственным ценностям, с другой – широкому выбору ценностей разноуровневого плана. К этим последним относится – Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование, культура. Каждое из этих направлений несёт глубокое нравственное содержание. Указанный набор общечеловеческих ценностей можно использовать для определения содержания воспитательной работы с детьми во внеурочное время с учётом возрастных особенностей учащихся. Составляя план воспитательной работы, я ставлю перед собой воспитательные задачи, содержание и формы работы, которые определяю запросами, интересами, потребностями детей и их родителей,условиями класса, школы, своими возможностями.Свою роль, как педагога изменяю в зависимости отвозраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА. Составление характеристики классного коллектива и отдельных учащихся. Знакомство с общешкольным планом воспитательной работы (отобрать все общешкольные мероприятия, общественно полезные дела по в которых класс должен принять участие. Формулирование задач воспитательной работы с классом на учебный год, продумывание системы мероприятий и отбор реально выполнимых общественно полезных дел. Включение познавательной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной и др. видов деятельности. Обсуждение с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, корректировка с планами работ класса, детскими общественными организациями. Обсуждение на классном собрании, закрепление ответственных за организацию мероприятий, распределение поручений активу и отдельным воспитанникам. СТРУКТУРА ПЛАНА. 1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.2. Воспитательные задачи.3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.5. Работа с родителями и общественностью. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПЛАНИРОВАНИЯ – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. МОИ ФУНКЦИИ, КАК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Выступая в качестве руководителя детского коллектива, реализую свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся.Решаю задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строю отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Содействую саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечиваю активную социальную защиту ребенка, создаю необходимые и достаточные условия для активизации усилий детей по решению собственных проблем. Повышаю знания психолого-педагогических основ работы с детьми; информирование о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности; овладеваю современными технологиями воспитания. ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ. по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;по числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп, классов) Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИГРА ДОЛЖНА ОТВЕЧАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ: игра должна содействовать сплочению коллектива;иметь познавательное значение;активизировать общественную деятельность детей;обеспечивать мыслительную активность участников игр;создавать условия для детского творчества;соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц». ЛЮБИМЫЕ ИГРЫ – ПОСТОЯННЫЕ СПУТНИЦЫ ДЕТСТВА. «Эти забавные животные»«Космические путешествия»«Юные пожарные»«А ну-ка, девочки»«А ну-ка, мальчики»«Солдатушки - бравы ребятушки»«Остров сокровищ»«Весёлые маски-шоу»«Самый, самый, самый...»«Волшебная страна» и т.д. Внеклассная работа в виде праздников, экскурсий, разнообразных викторин, конкурсов, творческих мастерских, играх-путешествиях и т.п. способствует творческой деятельности, проявлению личностных качеств школьников. Организуя воспитательный процесс, я обязательно учитываю все те условия, при которых формируются поисковая активность и познавательный интерес. Тогда можно гарантировать, что в школьнике развивается уверенность в себе, а значит, сформируется личность, обладающая необходимыми качествами. «БЕСТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ НЕТ, А ЕСТЬ ЛЮДИ, ЗАНЯТЫЕ НЕ СВОИМ ДЕЛОМ» Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач: 1.Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребёнка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.2.Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.3.Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.4.Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.5.Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям. Только в детском коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развивать самостоятельность и инициативу каждого ребёнка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими: Педагогу необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам, по трудной, но очень интересной работе.Нужно уметь находить в каждом ребёнке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремясь к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.В своей работе с детьми педагогу придерживаться принципа: всё, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно. Такая организация позволяет повышать степень самостоятельности в организации жизнедеятельности коллектива. Развитие у учеников способности к взаимодействию, самоуправлению, кооперации, развитие индивидуальности, социальной компетенции, ответственности – является одним из направлений работы педагога-воспитателя по раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребёнка. МЕРОПРИЯТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся. Творческий праздник для ребёнка – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник – это поэтапное творчество учеников и учителя, начиная со сбора чернового материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения, анализ коллективного творческого дела, когда каждый ученик имеет свою маленькую ответственность. ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПОЗВОЛЯЮТ УЧАЩИМСЯ ПОБЫВАТЬ В РАЗНООБРАЗНЫХ РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЯХ: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста и обеспечивают гармоничное развитие личности. Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребёнка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем. НА ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ФОРМИРУЮТСЯ ТАКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ, КАК: * Коммуникативные – умение представить классу итог своей работы, работать в группе, отвечать на вопросы своих товарищей... * Информационные – для составления своей работы необходимо поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги. Но, необходимо отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую нашли ученики. * Учебно-познавательные - сами задания уже носят познавательный, творческий характер. * Социальные – надеюсь,что учащиеся зная информацию, поведут здоровый образ жизни, ответственнее будут относиться к своему здоровью, не будут физически обижать других,будут проявлять бережное, заботливое отношение к окружающему миру и т.д. Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций. В заключение перечислю советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования и воспитательской деятельности: 1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. 4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. 11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.12. Поощряйте исследовательскую работу учеников. 13. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Эти полезные советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности. Спасибо за внимание! Использованные материалы: http://oineverova.ucoz.ru/load/metodicheskaja_rabota/vystuplenija_na_konferencijakh/formirovanie_kljuchevykh_kompetencij_u_mladshikh_shkolnikov_kak_odnogo_iz_napravlenij_modernizacii_rossijskogo_obrazovanija/16-1-0-46http://festival.1september.ru/articles/566165/http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A5%D1%83%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%90.%D0%92.&stype=image http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,8877/Itemid,118Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977.Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. - Киев, 1974. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М., 1989.Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. - М., 1984.Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина, И.Я. Лернера. - М., 1975.Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. - М., 1987.Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1986.