Выступление на секции августовского совещания Информационные и методические материалы по подготовке к реализации Федерального Закона «Об образовании в РФ»


Информационные и методические материалы по подготовке к реализации Федерального Закона «Об образовании в РФ» Актуализация роли ДОД В образовательной политике РФ. В качестве определяющего направления деятельности системы образования страны в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России в условиях цивилизационных вызовов XXI века, что находит отражение в таких официальных документах:Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года (от 4 октября 2000 г, № 751);Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (от 8 мая 2008 г., № 03-946);Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (от 17 ноября 2008 г., № 1162);Прогноз научно-технического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 года. Названные документы стали базовыми для разработки и реализации таких документов:Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г., Пр. - 271);Федеральной программы развития образования на 2011-2015гг. (от 7 февраля 2011 г., № 61);Проекта Государственной программы «Развитие образования (2013 – 2020 гг.)»;Нового Федерального закона «Об образовании в РФ» (от 30 декабря 2012 г.). Сегодня концептуальные положения образовательной политики отражаются и в работе системы ДОД. ДОД рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого может позволить преодолеть кризис детства. Система ДОД социально востребована как фактор развития склонностей, способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Государством взят курс на формирование и распределение рынка образовательных услуг, что будет способствовать прогрессивному развитию конкуренции. Это актуализирует роль ДОД на современном этапе.Основным смыслом идеи использования потенциала ДОД является изменение отношения взрослых к креативным возможностям детей, признание их права на проявление инициативы, самостоятельности, в добровольном выборе форм и содержания образования со своими интересами. В дополнительном образовании дети имеют право на:свободный выбор предметных, метапредметных или межпредметных образовательных программ в объеме и темпе, адекватном творческой индивидуальности;проявление образовательной активности;участие в социальной деятельности;освоение культурных ценностей;организацию досуга в соответствии со своими интересами. Отличительные черты педагогики ДОД:создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области;многообразие видов деятельности;личностно деятельностный характер образовательного процесса, способствующий мотивации личности к познанию и творчеству;личностно ориентированный подход к ребенку;признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе возможностей самоопределения;применение таких средств определения результативности, которые помогли бы ему увидеть собственный рост и развитие. Исходя из качественных характеристик ДОД и опираясь на государственные документы, можно высказать некоторые рекомендации по использованию в практической деятельности потенциала ДОД:Центральное место должна занять разработка и реализация инновационных образовательных программ;«Инновационность» заключается в новизне и содержания, и методов образовательной деятельности;Использование опыта создания инновационных образовательных проектов;Создание гибких вариативных образовательных программ с учетом индивидуальных возможностей детей. В последнее время внимание Президента РФ и Правительства РФ к ДОД явно усилено. В.В. Путин в Послании Федеральному собранию (от 12.11.2012 г.) так сформулировал приоритеты развития ДОД: «За последние десятилетия система ДОД потеряла значительную часть своих кадровых и финансовых ресурсов. Кружки и секции сегодня посещают только половина школьников, и только четверть – бесплатно. Сильной деформации подверглась традиционно значимая сфера социализации – детский спорт. Число спортивных школ и секций растет, но часто они ориентированы только на перспективы перехода в большой спорт. Это порождает раннюю селекцию и отсев детей. Необходимо вернуть систему ДО в сферу ответственности государства – на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета». Правительству РФ поручено обеспечить достижение следующих показателей:оплату педагогам ДО поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательных школ;увеличить к 2020 г. Число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности этого возраста до 70-75 %, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;подготовить предложения о передаче субъектам РФ полномочий по предоставлению ДОД софинансирования реализации названных ассигнований федерального бюджета. Требования, заданные Президентом РФ к ДОД, предопределили активизацию внимания органов законодательной власти, научных организаций, родительской общественности, средств массовой информации к состоянию этой системы и приоритетным направлениям ее развития. Дополнительное образование обучающихся, в контексте нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Дополнительное образование обучающихся, в контексте нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».Законодательная база в нашей стране претерпела серьезные изменения. Более того, изменился основной Закон, а рамках которого мы работали около 20 лет. На смену Федеральному закону «Об образовании» Президентом подписан Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.).Краткие основные отличия старого и нового закона об образовании по ключевым позициям. Новый Закон вступает в силу 1 сентября 2013 г. (работа субъектов РФ по приведению своих законов и иных нормативных актов в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» - завершится 1 сентября 2013 г., а по вопросам реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов – не позднее 1 января 2014 г.) Руководителям и педагогическим кадром, органам образования, науки, широкой общественности необходимо подготовиться к этому историческому моменту, чтобы «шагать в ногу со временем», адаптироваться к новым условиям, продолжать активно развивать систему дополнительного образования детей, приведя нормативно-правовую и научно-техническую базу в соответствие с новым Законом. Стоит непростая задача:изучить досконально действующее законодательство;Найти место системы и каждого УДОД в современном образовательном пространстве с учетом новых требований. К реализации Федерального Закона «Об образовании в РФ» ДЮЦ готовится уже сегодня. Администрация дистанционно проходит курсы повышения квалификации в Учебном центре Форум Медиа. Изучены материалы трех лекций:1. Новое в законодательстве об образовании: локальные нормативные акты образовательной организации в соответствии с законом № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ». Общие требования. Подготовка к изменениям.2. Определение перечня локальных нормативных актов. Устав образовательной организации в соответствии с требованиями № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ».3. Общие подходы к разработке программных мероприятий по взаимодействию с участниками образовательных отношений по реализации Федерального Закона № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ». Каждая лекция сопровождается Приложениями – в основном это шаблоны приказов и мероприятий по реализации новых требований нового ФЗ. Например,- Шаблон приказа «О совершенствовании нормативной правовой базы».- Шаблон приказа «Об организационных мероприятиях по обеспечению выполнений требований Федерального Закона от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ». Администрация ДЮЦ взаимодействовала с органом государственной власти на уровне региона, субъекта РФ, т.е. ХМАО-Югры. Обсуждали:- Закон «Об образовании ХМАО-Югра».- Концепцию развития дополнительного образования в ХМАО-Югре.- О наименовании образовательных учреждений. Планирование на новый учебный год составляли с учетом новых требований законодательства, в контексте нового Федерального Закона «Об образовании в РФ».Темы педсоветов:«Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ».«Формирование профессионально и личностно значимых качеств педагога дополнительного образования». (Проект профессионального стандарта педагога).«Самообразование как средство развития педагогического коллектива и личности». Тема семинаров:«Воспитание и дополнительное образование в контексте нового Федерального Закона «Об образовании в РФ».«О возможных направлениях модернизации программного «поля» УДОД. (Реформирование программной основы образовательной деятельности)» и др. Рекомендации по использованию журнальных статей по реализации нового Федерального Закона «Об образовании в РФ»:В.А. Березина «Воспитание и дополнительное образование в контексте нового Федерального Закона «Об образовании в РФ». «Внешкольник», № 1 и № 3, 2013 г.П.Р. Кирпичник «Детское движение и закон». «Внешкольник», № 3, 2013 г., стр. 12.О.А. Сизова «Формирование профессионально значимых качеств педагога дополнительного образования». «Внешкольник», № 2, 2013 г., стр. 20. и др. Спасибо за внимание!