Презентация. Организация проблемных ситаций на уроке в начальной школе


Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «Березниковская средняя школа»Воеводкина Оксана Геннадьевна Технология проблемного обучения. Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Особенность проблемного обучения Организация совместной учебной деятельности Атмосфера делового сотрудничества Знания усваиваются творчески Сущность понятия «проблемная ситуация» Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др. Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С «удивлением» (ситуация успеха) между 2 положениямимежду житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом 1. Предъявить противоречивые факты, теории2. Столкнуть разные мнения учеников3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» С «затруднением» ( интеллектуальный разрыв) между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущимШаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено Сокращенный способ Формулирование учебной задачи вместе с учителем диалог или сообщение темы С мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность». Условия создания проблемных ситуаций. Поисковыми методами обучения;Глубокое и прочное знание фактического материала;Технологией постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед учащимися;Употреблять в своей речи слова, термины ,знакомые детям;Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности. В первом и во втором классах учить находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на одни и те же проблемы. Выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже с помощью учителя смогут находить средства для решения конкретной учебной задачи.Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания и умения, навыки. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Цель: Обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Принципы: 1. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач.2. Освоение общего способа должно быть выстроено как учебная деятельность.3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения учебной задачи. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Примеры проблемных ситуаций на уроках.Проблемные ситуации с «удивлением»: Приём 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.Урок русского языка. 1класс.Тема: « Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы».По заданию учителя дети прочитывают строчки из стихотворения Е. Руженцева, записанные на доске:Прибежали в город ЛьвовДвадцать пять весёлых львов.Тем самым учитель одновременно предъявляет 2 противоречивых факта:слова звучат одинаково, а пишутся по-разному.Ученики удивлены. Примеры проблемных ситуаций на уроках.Проблемные ситуации с «удивлением»: Приём 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Урок русского языка Тема: «Правописание парных согласных на конце слова» Детям предлагается 2 картинки: лук и луг. –Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь. –Запишите под каждой картиной слово на доске.(Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»).Кто из ребят прав? Примеры проблемных ситуаций на уроках.Проблемные ситуации с «удивлением»: Приём 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.Урок русского языка Тема: «Неизменяемые имена существительные» На доске записаны слова: Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе. – Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.) - Выделите окончания у этих имён существительных. (Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием) - Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) - Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.) Примеры проблемных ситуаций на уроках.Проблемные ситуации с «затруднением»: Приём 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.Урок математикиТема: «Величина угла. Измерение углов» На доске изображены фигуры: отрезок, прямоугольник, угол. - Какие фигуры перед вами? - Измерьте длину отрезка? Какой инструмент вам для этого понадобится? (линейка) - Измерьте площадь прямоугольника. Что для этого надо сделать? (измерить длину и ширину прямоугольника) -Измерьте угол. (Выполнить не могут. Возникают попытки измерить стороны угла. В результате выполнить измерение угла не могут). Примеры проблемных ситуаций на уроках.Проблемные ситуации с «затруднением»: Приём 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.Урок математики Тема: «Вычитание многозначных чисел» На доске: 358 – 126, 793 – 271, 489 – 273, 500 – 367 -Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа). -- Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего) . - В чём возникла трудность? Почему не можете выполнить вычитание? Примеры проблемных ситуаций на уроках.Сокращенный способ. С мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность».В фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Основными условиями использования проблемных ситуаций являются: Со стороны обучающихся:новая тема («открытие» новых знаний); умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область «незнания» в новой задаче; активная поисковая деятельность.Со стороны учителя:умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом; формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания обучающимся на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты. Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребенку сделать своё открытие. Э.И.Александрова 〓H᠁ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!