Презентация на тему Проектная деятельность обучающихся на уроках технологии как средство формирования метапредметных результатов в основной школе в рамках ФГОС ООО


Проектная деятельность обучающихся на уроках технологии как средство формирования метапредметных результатов в основной школе в рамках ФГОС ООО.Подготовила учитель технологииЯшина Марина Александровнаг.Нижний Новгород, 2016г.МАОУ «Школа №84» «Технология» - это интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания естественных, социальных, техническо-технологических наук и показывающая, как их использовать в жизни человека, практической деятельности, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, то есть универсальное средство формирования метапредметных компетенций. Проект – это шесть «П»:проблема;проектирование;поиск информации;продукт;презентация;портфолио. Проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчикомПланирование проекта – определение вида продукта и формы презентации, пооперационная разработка проекта с указанием сроков и ответственныхПоиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проектаПродукт является конкретным результатом проектаПрезентация продукта и защита самого проектаПортфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.)Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектомОсновные требования к учебному проекту Этапы проектаПотребностьКраткая формулировка задачиИсследованияи анализДизайн-спецификацияВыработка первоначальных идейВыбор одной идеиПроработка одной идеиИзготовлениеИспытаниеСамооценка





Проектная ДеятельностьСубъектнаяЦелесообразная Способствует развитию навыков принятия решенийСтрого регламентирована во времени Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);Умение анализировать (креативность и критическое мышление); Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). Планируемые метапредметные результаты проектной деятельности Метапредметные результаты.Регулятивные УУД:самостоятельно формулировать тему и цели ;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Метапредметные результатыПознавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);пользоваться словарями, справочниками;осуществлять анализ и синтез;устанавливать причинно-следственные связи;строить рассуждения; Метапредметные результатыКоммуникативные УУД:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.высказывать и обосновывать свою точку зрения;слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;задавать вопросы. От занятия, в центре которого находится учитель, к занятию, в центре которого будет находиться ученикв центре находится учительориентация на учителяв центре находится ученикориентация на ученикапо идее док. Ильзе Пахлингер S (specific) — цель конкретная, имеющая однозначное трактование и описываемая как четкий, конкретный результатМ (measurable) — цель измеримая с помощью конкретных индикаторов и стандартных процедур измеренияA (achievable) — цель реалистичная, в принципе достижимая с точки зрения внешних факторов и внутренних ресурсов R (relevant) — цель неслучайная, обоснованная, соотносится с другими более общими и стратегическими целями, работает на их достижение и не нарушает баланс с другими целями и приоритетамиТ (Timebound) — цель четко определена во времени, должны быть конкретные сроки ее достижения.Технология S M A R T1. Обучение планированию 2. Формулировка задачи (постановка цели).Должна быть короткой, чёткой и простойЭто задание разработать и изготовить…Содержит информацию: 1. о продукте (его название), 2. для чего оно предназначено (его функции), 3. кто его будет использовать (конечный пользователь).(… Я хочу спроектировать и изготовить подставку под горячее для дачи в подарок бабушке). Проекта «Подставка под горячее»Выбор различных вариантов 3. Обоснование возникшей проблемы и потребностиПроект « Приспособление для швейных принадлежностей»  Так сложилось в жизни, что мы с мамой живём вдвоём в однокомнатной квартире. Я учусь в школе, мама работает. По вечерам она находит время и допоздна что-то шьёт или перешивает для себя, знакомых или подруг. Уроки я делаю в комнате, и чтобы не мешать мне мама шьёт на кухне. Маме очень нравится её увлечение и особенно приятно, когда о ней так хорошо отзываются подруги и соседи по дому. Мне захотелось маме сделать что-то приятное, так как она многое делает для меня и ради меня. Я обратил внимание, что катушки для ниток она хранит в коробочке. Насчитал их там 38 штук. Катушки аккуратно уложены, но перед очередной работой над каким-то изделием моя мама перебирает катушки, подыскивая нужные по цвету нитки.Я решил изготовить ей в подарок приспособление для хранения швейных принадлежностей. 4. Набор первоначальных идей.Это несколько возможных вариантов конечного проектного продукта в виде зарисовок, эскизов и коротких пояснений к ним.Важно!-Выработать большое количество идей, быстро, без остановки на их обдумывание (здесь скорость важнее, чем уровень обдуманности идей)-Простые комментарии должны быть описательные и оценочные.-Чем большее количество идей будет отражено на листе, и чем лучше будут эти идеи, тем проще выбор оптимальной идеи. …В школьной мастерской я перелистал всю имеющуюся литературу и выбрал для рассмотрения четыре варианта подставок: Варианты разделочных досок 5. Исследование интернет-источников Разделочная доска, казалось бы, что может быть проще. Много лет подряд для нарезания продуктов использовали обыкновенную деревянную дощечку с ручкой и этого было вполне достаточно. Но современный интерьер не потерпит «бабушкину доску», поэтому представляю Вам обзор разделочных досок которые не только выполнят свои функции, но и украсят дом и удивят гостей. Доска - совок.Механизм действия прост: нарезав продукты хозяйка сжимает ручку и доска превращается в своеобразный совок, при помощи которого очень легко управиться с мелко нарезанными овощами. Доска - индивидуальность.В наборе четыре доски разного цвета с индивидуальной маркировкой, после приготовления пищи их можно убрать в бокс, который стилизован под канцелярскую папку.Доска - два в одном.При нарезке чего либо сочного, будь то мясо или овощи, часто возникает проблема сока, который выделяется при резке. Эта проблема решается просто. Также доска имеет две стороны. Гладкая для овощей и фруктов, и специально шипованная для мяса. Доска - подставка.Эта доска достаточно оригинальна и явно может послужить украшением кухни, сама идея использовать в оформлении рисунок разрезанного поперек овоща или фрукта интересна именно тем, что на ней как раз и будут разрезать овощи и фрукты. Также ее можно использовать как подставку для горячего. Это детальный перечень критериев, которым должно соответствовать изделие, чтобы быть качественным:-Каков будет результат проекта?-Для кого он предназначен (конкретное лицо или сектор рынка)?-Единичный экземпляр или серийное производство.-Какие функции оно должно выполнять?-Эргономические характеристики (человеческий фактор).-Эстетические характеристики (цвет, стиль,.).-Размер.-Материалы.-Методы изготовления.-Отделка.-Соответствие стандартам.-Стоимость…6. Дизайн-спецификация. Дизайн-спецификация. Обдумывая конструкцию изделия, я пришел к выводу, что она должна отвечать следующим требованиям: Выбор и проработка лучшей идеи.-Необходимо решить, какая из идей наиболее подходит для решения поставленной задачи и дальнейшей проработки.-Представленные идеи следует оценить по отношению к критериям дизайн-спецификации.-Свои решения необходимо обосновать!-Возможно использование таблицы:Идея №1Идея №2Критерий 1Критерий2Критерий3 7. Планирование и изготовление.-Записать или зарисовать инструменты, оборудование и способы изготовления (с указанием причин, почему был сделан тот или иной выбор).-Инструкционная карта (последовательные эскизы, иллюстрирующие последовательность действий).-Чертеж (расположение видов , правила чертежа). РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА(Выполняю свою часть работы. Репетируем вместе.) Выполните намеченное исследование по своему индивидуальному плану (внимательно изучите свою часть задания, выделите его ключевые положения; соотнесите сделанное с общими задачами и целью проекта; сопоставьте результат своей работы с деятельностью других членов команды). Проведите работу над проектом. Оформите проект, завершая своё выступление четко сформулированными выводами. Подарок для мамы 8. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ(Справился ли я? Исправляем ошибки.) Проанализируйте свою работу, оценивая её сильные и слабые стороны. Определите научный уровень проекта. Ответьте на вопрос: удалось ли показать связь проблемы/идеи проекта с изучаемой темой. Покажите уровень самостоятельности группы при раскрытии темы. Подтвердите актуальность проекта. Внесите коррективы в проект. 9. ЗАЩИТА ПРОЕКТА(Мы выступаем!) Представьте проект аудитории. Проведите самоанализ выступления. Оцените проект (устно и письменные рецензии-эссе). Самооценка. Самооценка проектного продукта:-Оценить продукт по отношению к проблеме, для удовлетворения которой он разработан.-Предложить при необходимости пути усовершенствования продукта Самооценка процесса:Насколько я (мы) был(и) успешен(ны) в процессе проектирования : Как была выявлена проблема? Хорошо ли был спланирован и осуществлён сбор информации?.Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?Каковы преимущества работы в команде?Что вами сделано хорошо?Что ты делал, если что-нибудь не получалось? В чём вы видите недоработки команды?Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?..... Примерные критерии оценивания проектаСтепень самостоятельности выполнения этапов проектаСтепень включенности в групповую работуПрактическое применение предметных знаний, умений, навыковКоличество новой информацииСтепень осмысления новой информацииУровень сложности проектаОригинальность идеиОригинальность способа решения проблемыОсмысление проблемы проекта и формулирование целиУровень организации и проведения презентацииВладение рефлексиейТворческий подход к презентацииСоциальное и прикладное значение результатов {69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Планируемый результатУмения (критерии оценивания)Получение информации из различных источников(информацион ный поиск) Определение недостающей информации по теме (самостоятельно), формулирование запроса (с помощью)Нахождение, отбор, сохранение, фиксирование информации (самостоятельно), использование источников в Интернете (с помощью)Составление библиографии источников (самостоятельно)Преобразование и интерпретация информацииОтличие теоретической информации от практической; выделение текстовых суждений, признаков , понятия; установление взаимосвязи; Интерпретирование информации из 2 источников (умения систематизировать, сравнивать и сопоставлять) в соответствии с целью работыФормулирование выводов, аргументов на основе анализа информации из различных источников (самостоятельно); подготовка своего текста на основе двух источников (энциклопедии, научно-популярной литературы, интернета и пр.) по самостоятельно составленному плану.Предложение своих идей на основе полученной информации (рефлексия на содержание информации)Оценка информацииОценивание полноты и достаточности информации и принятие решения о завершении информационного поиска (с помощью)Дифференциация в текстах новой и известной информации Линия развитияРегулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУД№ УменияученикиСамостоятельно формулировать тему и цельСоставлять план решения учебной проблемы совместно с учителемРабота по плану, корректируя свою деятельностьВыработка критериев оценки и успешности работыПерерабатывать и преобразовывать информациюПользоваться словарями и справочникамиОсуществлять анализ и синтезСтроить рассуждения Использовать речевые средства Владение монологической и диалогической формами речивысказывать и обосновывать свою точку зренияслушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения1Арефьев Евгений01 2Варданян Гегам12Таблица метапредметных результатов проектной деятельности технологии(мальчики) в классе за 2015-2016 уч.год . Учитель: Яшина М.А.0-Умение не сформировано или сформировано слабо; 1- Умение сформировано; 2- Сформировано на хорошем уровне Таблица предметных результатов по технологии(мальчики) в 5 «Б»классе IV четверть. Учитель: Яшина М.А.0-Умение не сформировано или сформировано слабо; 1- Умение сформировано; 2- Сформировано на хорошем уровнеЛиния развитияОрганизация деятельностиУмение работать с разнообразными материалами и инструментами (знать о свойствах, происхождении и использовании человеком) № УменияученикиПодготовка рабочего места и спецодеждыРациональное размещение материалов и инструментовСоблюдение правил Техники БезопасностиПланирование последовательности действийЭкономное расходование материала Изготовление задания (модели)Фанера ДВП ДСПДревесинаЛобзик ручнойНожовка ручнаяНапильникШкурка шлифовальнаяМеталлыРучной слесарный инструментИтого 123 «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою» К.Д.УшинскийУдачи нам всем в работе!