Презентация к выступлению на тему:Актуальность внедрения личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов для формирования у учащихся метапредметных компетенций


Актуальность внедрения личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов для формирования у учащихся метапредметных компетенцийМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Зерноградаучитель физической культуры первой квалификационной категории Ревенко Людмила Ивановна «Обучать ребенка-это, значит, не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».П.П. Блонский Личностно-ориентированное образованиеЛичностно-ориентированное образование отличается от просто индивидуального подхода и от традиционного обучения тем, что оно предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся: знание того, как студенты решают ситуационные задачи, выполняют творческие работы, умеют ли они проверять правильность собственной работы, скорректировать ее, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д. ОТЛИЧИЕ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Традиционное обучениеЛичностно-ориентированный подходОриентир на коллективную и фронтальную работу учениковОриентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегосяРабота с группами различной успеваемостиРабота с каждым учащегося, выявление и учет его склонностей и предпочтенийИспользуется дидактический материал, рассчитанный на определенный объем знаний «среднего ученика»Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученикаУстанавливается одинаковый для всех учащихся объем знаний и подбирается связанный с ним учебный материалУстанавливается объем знаний для каждого студента с учетом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материалУчебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определенные группы сложностиСложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем.Стимулируется активность группыСтимулируется активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей.Преподаватель планирует индивидуальную или групповую работуПреподаватель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы ОТЛИЧИЕ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Традиционное обучениеЛичностно-ориентированный подходПреподаватель задает для изучения общие для всех темы.Темы согласуются с познавательными особенностями учащихсяСообщение новых знаний только преподавателемПолучение новых знаний при совместной деятельности преподавателя и учащегосяОценка ответа учащегося только учителемСначала оценка ответа самим учащимся, потом преподавателемИспользование только количественных способов оценки знаний.Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания.Определение объема, сложности и формы домашнего задания преподавателемВозможность выбора учащимся объема, сложности и формы домашнего заданияПреподавателя не интересует стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные и промежуточные результаты обучения.Преподаватель помогает осознать их познавательные стратегии, организует их обсуждение и «обмен» способами познания.Определение преподавателем, обладающим собственным обучающим стилем, «маршрута» познания и подстройка учащегося под стиль его работыСогласование педагогом собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и стилем учебной работы учащегося. Системно-деятельностный подходНаличие познавательного мотива и конкретной целиВыполнение действий для приобретения недостающих знаний.Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знанийФормирование самоконтроля- как после выполнения действий, так и по ходуВключение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Приоритетная цель современного российского образования – не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Реализация стандарта устанавливает новые требования к конечному результату в обучении – формирование компетентностей. Компетентности отражают сформированность универсальных учебных действий и свидетельствуют об уровне развития личности учащегося, его способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного познания нового социального опыта. От развития УУД к метапредметным компетенциямВ широком значении термин «универсальные учебные действия» - это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.В узком значении термин «универсальные учебные действия» - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса. Компетенция Компетентность От развития УУД к метапредметным компетенциям МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:Регулятивные (организация учебной деятельности)Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей) Ключевые компетенции:ценностно-смысловыеобщекультурныеучебно-познавательныеинформационныекоммуникативныесоциально-трудовыеличностное самосовершенствование Образовательные компетенции:изучать; искать; думать; сотрудничать; приниматься за дело; адаптироваться. Результат развития метапредметных компетенцийРазвивается:культура сотрудничества;культура работы с информацией;диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов как психологическое сопровождение формирования исследовательской деятельности;умение как творческий процесс;учение как саморазвитие. Образовательные продукты: Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в образовательных продуктах:а) внешних:исследовательские работы;рефераты;книжки;макеты;задачники;презентации;карты;сценические постановки;поделки и т.п. Образовательные продукты:б) внутренних:организационно-деятельностные умения;способы познавательной деятельности;коммуникативные навыки;творческие способности. Результатом обучения является формирование базовых качеств образованности человека У учащихся появляется возможность: быть ТВОРЧЕСКИМ, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ, уметь брать на себя ответственность за свое образование;РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения;быть УВЕРЕННЫМ в своих возможностях и иметь высокую самооценку;быть ТОЛЕРАНТНЫМ (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»Блес Паскаль