Презентация к выступлению на научно — практической конференции учителей Островского района в 2016 году


творческих способностей школьников в учебно-воспитательном процессеОригами как средство формирования и развития  Объект исследования - оригами как средство развития творческих способностей у школьников среднего звена.Предмет исследования - процесс развития творческих способностей учащихся средствами оригами в условиях средней общеобразовательной школы.Цель исследования - рассмотреть теоретико-методологические основы формирования творческих способностей школьников путем использования в учебном процессе школы искусства оригами в качестве дидактического средства; обосновать концептуальные подходы к формированию и развитию творческой активности школьников в современной дидактике; на основе сделанных в ходе исследования выводов разработать модель организации учебного процесса с использованием оригами и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем  теоретический анализ состояния исследуемой проблемы; изучение передового педагогического опыта; беседы с учащимися, учителями; наблюдение; анкетирование, тестирование учащихся, учителей и родителей; обобщение личного педагогического опыта; анализ продуктов детского творчества; сравнительно-сопоставительный анализ результатов учебно-воспитательной работыБыли использованы следующие методы исследования: Оригами (яп. «сложенная бумага») — старинное японское искусство конструирования из бумаги разного рода изображений декоративного характера (путем ее перегибания, разрезания и комбинирования). Рисунки из первой книге по оригами «Семба-цуру ориката» (1797 год) Важный этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро ЙошизаваС помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказался возможным представить в виде серии рисунков-чертежей Немецкий педагог Фридрих Фребель впервые в Европе начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии.Фридрих Фребель - ученик Песталоцци. Исходил из того, что «дети –цветы».(Вот откуда пошло выражение: «Дети- цветы жизни») Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц Современные формы искусства иногда отходят от классического канона оригами. Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами Наиболее часто встречаются объекты модульного оригами - кусудама, объёмное тело Искусство оригами открыто всему миру. И его можно рассматривать и использовать в учебно-воспитательном процессе:Оригами как конечный результат творческой деятельности ребенка Как объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел Оригами - наглядное метапредметное пособие журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки во время проведения внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию победы во Второй Мировой войне Техника оригами включает в себя:показ учителем процесса изготовления поделки (работа по устной инструкции, работа по схеме и инструкции, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков); вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»); текстовый план (если поделка состоит из нескольких частей); самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте; анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика). Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов с использованием ИКТ, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Анализ анкеты учащихся 5 класса 2013 года и 7 класса учащихся 2015 годаЧто нового появится в твоей жизни, когда ты пойдешь в 5ласс (пошел в 5класс)?.5класс 2013 год7 класс 2015 год Влияет ли совместное выполнение оригами на твое общение в классе, школе, среди сверстников% опрошенных учащихся, 2013 год % опрошенных учащихся,2014 год% опрошенных учащихся,2015 годда 325664скорее да, чем нет461822скорее нет, чем да 172113нет553Влияет ли совместное выполнение оригами на твое общение в классе, школе, среди сверстников «Как ты думаешь, можно (нужно) ли рисовать и делать фигурки на уроках математики?» ( «Как ты думаешь можно ли делать оригами на уроках математики?») Результаты опроса «Что ты сделаешь со своей поделкой?» Подарки родителям и друзьям на день Святого Валентина Оригами как средство обучения и воспитания школьников способствует формированию Результаты опытно-экспериментальной проверки педагогической целесообразности использования искусства оригами в учебно-воспитательном процессе показали:занятия оригами углубляют знания учащихся об окружающем мире;стимулирует поисковую деятельность;оказывает положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивает речь;оригами способствует формированию пространственного мышления, развивает фантазию и воображение;способствует становлению коммуникативных навыков учащихсяспособствует развитию творческих способностей личности. Таинственный мир превращенья бумаги…Здесь все чародеи, волшебники, маги.Творят они сказки своими руками.И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ Спасибо за внимание!