Презентация к уроку по сказкам А.С.Пушкина Что за прелесть эти сказки


Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) «Что за прелесть эти сказки» Эпиграф к уроку. Слушая сказки А. С. Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово… С. Я. Маршак. Цели и задачи урока: образовательная: выяснить уровень усвоения знаний обучающихся по пройденной теме, их способность применять полученные знания в жизни, как в знакомых условиях, так и в новых учебных ситуациях;развивающая: развивать познавательную активность, нравственный потенциал,мыслительную деятельность и творческие способности; развивать навык самоорганизации и самооценки; создать условия для проявления индивидуальности каждого ребенка.воспитательная: воспитывать коммуникативные способности обучающихся, внимательность; расширить литературный кругозор обучающихся; привить любовь и общественный интерес к произведениям А.С.Пушкина.  Сказки Сказки –это занимательные повествования о необыкновенных событиях и приключениях. Фольклорные Литературные вид устного народного творчества авторские сказки, созданные в письменной форме А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»Г.Х. Андерсен «Снежная королева»А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» «Теремок»«Лиса и волк» Сказки о животных Волшебные сказки « Гуси-лебеди»«Морозко» «Каша из топора»«Жена-спорщица» Бытовые сказки Детские годы. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганннибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем. Отец поэта слыл острословом, увлекался литературой. Сергей Львович имел большую библиотеку, состоящую в основном из сочинений французских авторов, писал стихи на русском и французском языках.Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. Воспитание поэта было французским. Благодаря няне Арине Родионовне и бабушке Марье Алексеевне Пушкин выучил русский язык. Лицейские годы (1811-1817) Лицей помещался в Царском Селе - летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как был придворным учебным заведением. Возглавили Лицей передовые по своим убеждениям, прекрасные педагоги В.Ф. Малиновский и позднее Е.А. Энгельгардт. К чтению лекций были приглашены опытные преподаватели А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Н.Ф. Кошанский, Д.И. де Будри. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Явно преобладали гуманитарные науки. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» И к царевне наливное, Молодое, золотое, Прямо яблочко летит... Пес как прыгнет, завизжит... Но царевна в обе руки Хвать - поймала. "Ради скуки Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед". Как взмолится золотая рыбка!Голосом молвит человечьим:"Отпусти ты, старче, меня в море!Дорогой за себя дам откуп:Откуплюсь чем только пожелаешь Три девицы под окномПряли поздно вечерком.«Кабы я была царица, —Говорит одна девица, —То на весь крещеный мирПриготовила б я пир».«Кабы я была царица, —Говорит ее сестрица, —То на весь бы мир однаНаткала я полотна».«Кабы я была царица, —Третья молвила сестрица, —Я б для батюшки-царяРодила богатыря». И в глазах у всей столицыПетушок спорхнул со спицы,К колеснице полетелИ царю на темя сел,Встрепенулся, клюнул в темяИ взвился... и в то же времяС колесницы пал Дадон — Охнул раз, — и умер он.А царица вдруг пропала,Будто вовсе не бывало.Сказка ложь, да в ней намек!Добрым молодцам урок. Глядь -- а Балда братца гладит,Приговаривая: "Братец мой любимый,Устал, бедняжка! отдохни, родимый".Бесенок оторопел,Хвостик поджал, совсем присмирел,На братца поглядывает боком."Погоди,-- говорит,-- схожу за оброком". Лингвистическая задача: Подберите к выделенному в первом примере слову синонимы из последующих примеров. 1. Та, в душе ее любя,Не убила, не связала,Отпустила и сказала:"Не кручинься, бог с тобой". 2. И молва трезвонить стала:Дочка царская пропала!Тужит бедный царь по ней… 3. Ясный месяц продолжал:"Погоди; об ней быть можетВетер знает. Он поможет.Ты к нему теперь ступай,Не печалься же, прощай". 4. Елисей, не унывая,К ветру кинулся, взывая: Кашу заварит ,нянчится с дитятейТолько поп один Балду не любит,Никогда его не приголубит. Ой вы, молодцы честные,Братцы вы мои родные, -Им царевна говорит, -Коли лгу, пусть бог велитНе сойти живой мне с места. Идут витязи четами,И блистая сединами,Дядька впереди идет И ко граду их ведет. Как взмолится золотая рыбка!Голосом молвит человечьим:«Отпусти ты ,старче,меня в море!» К выделенным словам приведенных предложениях найдите в синонимы. Разгадай кроссворд:          1. Чего попросил старик у золотой рыбки в первый раз?(Сказка о рыбаке и рыбке). 2.Что грызла белка под елью в « Сказке о царе Салтане»?. 3.Кого встретил поп на базаре?(Сказка о попе и о работнике его Балде)4.Что было дано в приданое царице?(Сказка о мертвой царевне…). 5.Что стоит на курьих ножках без окон ,без дверей?(У лукоморья…)              4            5       1 2 3 4 5 Разгадай кроссворд 2 3 4 5 2 3 4 5 1К О Р Ы Т О 2о р е ш к и 3б а л д а 4з е р к а л ь ц е 5р у с а л к а Чему меня научили сказки А.С. Пушкина? верности трудолюбию смелости доброте благородству Тестирование с помощью компьютерной программы TestEdu Эти тесты можно использовать без подключения к Интернету. Тесты получаются интерактивные, и учителю не надо будет проверять результат, программа сама за Вас проверит и выдаст процент правильно решенных заданий. Вывод: «Пушкинская сказка –прямая наследница сказки народной... Чистота ,ясность ,живая действенность пушкинского сказочного слова будут всегда для нас эталоном –золотой мерой поэтического совершенства». Домашнее задание: Написать сочинение по сказкам А.С.Пушкина на тему : «Сказка ложь ,да в ней намек! Добрым молодцам урок».