Выступление на педагогическом совете по теме Технология проблемного обучения на уроках русского языка


Технология проблемного обучения на уроках русского языка Мышление начинается с проблемной ситуации.С. Л. РубинштейнПедагогический совет «Формирование универсальных учебных действий через современные образовательные технологии» Наша жизнь – большая проблемная книга, которая перед каждым из нас ставит свои эксклюзивные задачи, и от нас требуется выйти из разных жизненных ситуаций достойно. Алгоритму поиска выхода из разных жизненных ситуаций учит технология проблемного обучения.Педагогический совет «Формирование универсальных учебных действий через современные образовательные технологии» Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко). Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин).Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь). Педагогический совет «Формирование универсальных учебных действий через современные образовательные технологии» Общая схема урока в технологии проблемного обученияЦелеполаганиеСоздание проблемной ситуацииАнализ проблемной ситуацииПоиск способов решенияРешение проблемной ситуацииПрименение знаний и рефлексия Итоговый контроль Педагогический совет «Формирование универсальных учебных действий через современные образовательные технологии» Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.Живи еще хоть четверть века —Все будет так. Исхода нет.Умрешь — начнешь опять сначала,И повторится все, как встарь:Ночь, ледяная рябь канала,Аптека, улица, фонарь.- Назовите автора стихотворения.- О чем это стихотворение? - Почему в рекламе МТС используется данное стихотворение?-В чем особенность этого стихотворения? Из каких предложений оно состоит?-О чем сегодня будем говорить на уроке?Педагогический совет «Формирование универсальных учебных действий через современные образовательные технологии»ЦелеполаганиеРегулятивные: саморегуляция в учебной и познавательной деятельности


Найдите грамматическую основу предложений и определите, какой частью речи она выражена.Педагогический совет «Формирование универсальных учебных действий через современные образовательные технологии»1.Раннего детства туманное видение. 2.Выхожу из дома рано утром. 3. Живи еще хоть четверть века. 4. Дни поздней осени бранят обыкновенно. 5.Вот смерклось. 6. Вам не видать таких сражений.(выхожу глаг. в форме 1 лица изъявительного наклонения)(видение – сущ. в им.п.)(живи – глаг. в форме 2 лица повелительного наклонения)(бранят – глаг. в форме 3 лица мн. ч., наст. времени)(смерклось – безличный глаг.) (не видать – инфинитив) Создание проблемной ситуацииПознавательные (логические): анализ, синтез, сравнение, обобщениеПознавательные: умение строить высказывание, формулировка проблемы, поиск информации.



Провести исследование и заполните таблицу, используя материал учебника (параграфы 31,32,33,35) и дополнительный материал.ВидыФормы выражения главного члена предложенияПримерыОпределённо-личныеГлаголы:1 и 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени; повелительного наклонения(подставляем: я, мы, ты, вы)Люблю грозу в начале мая.Поедешь со мной?Верните книгу в библиотеку.Неопределённо-личныеГлаголы:3 лица множ. числа наст. и буд времени;множ. числа прош. времени.(окончания: -ут (-ют), -ат (-ят), -и )В дверь стучат.В садах окапывают деревья.Принесли почту.Безличные(нет и не может быть подлежащего)Глаголы 3-го лица ед. числа наст. и буд. вр.(окончания: -ет (-ит).Глаголы прош. вр. средн. рода (окончание –О ).Инфинитив.Слова «нет», «нельзя»Краткие прилаг. и причастия на –О.Слова состояния на –О.Уже смеркается.К вечеру подморозит.Светало.Быть грозе великой.Нет ни гроша.Об экзаменах сообщено.Мне страшно.НазывныеСуществительные в именительном падеже (из второстепенных членов - только определения).Раннее утро.Вот и беседка.Поиск способов решенияРабота в парахПознавательные: общеучебные: моделирование
Педагогический совет «Формирование универсальных учебных действий через современные образовательные технологии»Поиск способов решенияРегулятивные: выбирать наиболее эффективный способ, прилагать волевые усилияПознавательные (логические): построение логической цепи рассужденийКоммуникативные: учитывать и координировать отличные от собственной, позиции других людей.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1.Раннего детства туманное видение. 2.Выхожу из дома рано утром. 3. Живи еще хоть четверть века. 4. Дни поздней осени бранят обыкновенно.5.Вот смерклось.Вам не видать таких сражений .Определите вид односоставного предложения, используя алгоритм.Педагогический совет «Формирование универсальных учебных действий через современные образовательные технологии»Решение проблемной ситуацииназывноеопределенно-личноеопределенно-личноенеопределенно-личноебезличноебезличноеПознавательные: решение проблемы.



Педагогический совет «Формирование универсальных учебных действий через современные образовательные технологии»Проверочная работа «Кроссворд»1.СМЕРКАЛОСЬ 2.ПОГОДА3.ОБЪЯВЛЯЮТ4.ПОНАЕХАЛО5.ДОЖДЬ6.СПЕШИМ7.МЕРЦАТЬЗадание: выпишете грамматическую основу в нужную графу (по номеру предложения), рядом сокращенно запишите вид односоставного предложения. Если грамматические основы будут выписаны верно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочитаете ключевое слово.За окном смеркалось. (безлич.)Великолепная погода! (назывное)По радио объявляют посадку. (неопред.-лич.)Понаехало гостей. (безлич.)Дождь над вокзалом. (назывное)Спешим в школу. (опред.-лич.)Больше не мерцать огням за рекой. (безлич.)Применение знаний Личностные: самоопределение, смыслообразование Опишите пейзаж с помощью односоставных предложений. Педагогический совет «Формирование универсальных учебных действий через современные образовательные технологии»Применение знаний Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Итоговый контроль1. Найдите назывное предложение.а) Первые шаги весны.б) На картине изображен лес.в) Морозит.г) Привыкаешь к городскому шуму.2. В этом предложении нет и не может быть подлежащего.а) безличное предложение,б) неопределенно – личное предложение,в) определенно личное предложение,г) назывное предложение.3. Найдите неопределенно – личное предложение.а) Что новенького в газете пишут?б) Люблю грозу в начале мая.в) Наступает темнота.г) Весной было тепло. 4. Определите тип односоставного предложения. Давай побеседуем вновь про радости и про страдания.а) определенно – личное,б) неопределенно – личное,в) безличное,г) назывное.Тест «Односоставные предложения» 5. Определите тип односоставного предложения. На соседней даче поздно зажигали свет.а) определенно – личное,б) неопределенно – личное,в) безличное,г) назывное.Ключ1а2а3г4а5бКритерии5 – нет ошибок4 – 1 ошибка3 – 2 ошибкиРегулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценока.

РефлексияМетодика «Незаконченное предложение»Сегодня на уроке мне удалось…Педагогический совет «Формирование универсальных учебных действий через современные образовательные технологии»Личностные: адекватная самооценка
Педагогический совет «Формирование универсальных учебных действий через современные образовательные технологии»Плюсы проблемного обученияСпособность к исследованию.Способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия.Способность принимать решения.Способность осуществлять принятое решение.Способность осваивать новые виды деятельности.