Презентация Организация партнерских отношений через совместную деятельность детей и педагогов в режимных моментах


Организация партнерских отношений через совместную деятельность детей и педагогов в режимных моментахМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 12 г. Нижнеудинск»Вяткина Ольга Федоровна, тьютор муниципальной опорной площадки при МКДОУ № 12 Нижнеудинск, 2015 ПАРТНЁР, а, м. [фр. partenaire]. 1. одуш.Участник игры с кем-н. (в игре, в спорте и т. п.), а также вообще участник какой-нибудь совместной деятельности.2 Совместная деятельность Деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.3 Партнерская деятельность-способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности-умения принять решение-вызывает стремление к достижению,-повышает эмоциональный комфорт. 4 Характер совместной деятельности определяется наличием совместных действий и внешним проявлением активности детей5 Условия для создания совместной партнерской деятельности:Добровольное присоединение детей к деятельности;Активность субъекта деятельности (ребенка) не ниже, чем активность взрослого (в том числе речевая);Использование имеющегося опыта ребенка; Игра с ребенком – не воздействие, а взаимодействие;6 Условия для создания совместной партнерской деятельностиВключенность взрослого в деятельность наравне с детьми, взрослый рядом с детьми (взрослый выполняет свою часть работы);Свободное общение (рабочий гул) и перемещение детей;Педагогическая и психологическая поддержка (создание ситуации успеха, отсутствие жесткой оценки со стороны педагога).22.01.2015http://aida.ucoz.ru7 Особенности совместной деятельностиконтакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией; понимание всеми участниками смысла деятельности , ее конечного результата; наличие руководителя, который организует совместную деятельность , распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников; возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.8 9«Классические» формы – игра, беседа, наблюдение, рассматривание, чтение, экскурсия и др.«Новые» формы: коллекционирование, реализация проектов, мастерская, салон и т.д.Основные формы совместной партнерской деятельности Игровая деятельность Сюжетная игра (наличие воображаемой ситуации и ее развитие);Игра с правилами (конкурентные отношения между играющими, обязательные для всех правила).10 22.01.2015http://aida.ucoz.ru11Основные этапы развития игры ( по Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой) :– начальный этап (условные предметные действия), – этап ролевого поведения (обозначение и реализация условной ролевой позиции),– сюжетосложение (воображаемая ситуация выстраивается из целостных событий, взаимосвязанных друг с другом. Сюжетная игра:12ролевая (ребенок выполняет роль от первого лица);режиссерская (ребенок выступает в качестве режиссера, присваивая роли игрушкам). Сюжетная игра как партнерская деятельность13 Сюжетная игра14 15Сюжетная играТипичные ошибки взрослого:– обсуждение и разработка плана игры; – попытка включить в игру более 3-4 детей; – оставлять игру детей без внимания после того, как взрослый поиграл с ними; – включение в игру с детьми, не обозначив своей роли или не выяснив, какую роль на себя взял ребенок; 16Сюжетная играТипичные ошибки взрослого :- обращаться во время игры к партнерам по имени;– излишнее детализирование предметных действий и профессиональных операций, использование громоздких ролевых атрибутов; – требование довести сюжет до логического завершения; – использование в игре только реалистических игрушек или, наоборот, только предметов-заместителей. 17Этапы развития игры с правилами как формы партнерской деятельности- правило игры не осознается ребенком, выполняется для достижения субъективного чувства удовольствия; - правило игры формулируется самими детьми в «обществе равных» и поэтому соблюдается, но при этом может быть изменено при условии общего согласия играющих. 18{16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4}3-4 года Формировать общие схемы взаимодействия на основе доступного ребенку действия, умения выполнять в игре одно-два несложных правила. 4-5 летФормировать у детей представление о выигрыше, установку на него, умение взаимно контролировать соблюдение правил в игре. 6-7 летФормировать у детей умение придумывать новые правила игры и договариваться об их соблюдении.Игра с правилами Дидактическая игра как партнерская деятельность19 20Дидактическая играПринципы при организации игры:- учет возраста и опыта детей;- доступности содержания игр;- сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей; - ориентации на обеспечение «культурной практики» детей; 21Дидактическая играПринципы при организации игры :- сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации их любознательности;- адекватного соблюдения темпа и времени проведения;- постепенного усложнения;- цикличной организации. Восприятие художественной литературы через партнерскую деятельность22 22.01.2015http://aida.ucoz.ru23Восприятие художественной литературыОрганизационно-педагогические условия:- формирование круга детского чтения (направленность на развитие ребенка-дошкольника, а не на его литературное образование); - организация процесса чтения (систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей, а не в рамках регламентированного занятия). 24 Основная концептуальная позиция — не знакомить детей с художественной литературой, а ежедневно читать, потому что «чтение — вот лучшее учение» (А. С. Пушкин). Основная задача — воспитание в ребёнке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве.Основная форма – чтение (слушание) 25 Взрослый, как более мудрый партнёр, обеспечивает ситуацию успешности каждого ребёнка группы. Только вера ребёнка в себя, отсутствие страха, что он может быть не понят или осуждён, способны поддерживать развитие детской инициативы.Педагог - партнер 26Успехов вам в организации партнерских отношений с детьми!