Развитие инновационного педагогического потенциала на уроках русского языка и литературы путём применения современных технологий


Развитие инновационного педагогического потенциала на уроках русского языка и литературы путём применения современных технологий РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ…Лабовкина Екатерина Валериевна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Садовская СОШ». Родилась 22 декабря 1991 года. В 2013 г. окончила ТНУ имени В.И. Вернадского, факультет Славянской филологии и журналистики. Работаю в школе с 16 августа 2013 г. (педагогический стаж три года и три месяца). Классный руководитель 10-го класса. Занимаюсь исследовательской деятельностью. Использую на уроках инновационные технологии. Моя работа – это моя жизнь, а дети «рисуют» её разными оттенками цветов.Девизом моей работы является фраза Цицерона: «Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Инновация тесно соприкасается с моей педагогической деятельностью, позволяет мне развивать свой педагогический потенциал. Инновация – (от латинского «innovation» – нововведение, изменение, обновление) – создание, распространение и применение новых средств, возможность получения новых результатов. Инновационный потенциал – это совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. [Современный словарь иностранных языков]. Актуальность проекта – выявление всех факторов, влияющих на стремление педагога к развитию собственного мастерства и его обучение новым способам профессиональной деятельности на уроках русского языка и литературы. Цель проекта: обобщить, проанализировать опыт работы по выбранной теме. Задачи проекта: - определение инновационного потенциала как понятия;- использование средств реализации педагогического потенциала;- определение педагогических технологий на уроках русского языка и литературы;- исследование обстановки сотрудничества ученика и учителя;- тщательный отбор материала и способов его подачи.  ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА«Вот так ситуация... »Приём подразумевает постановку и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций и пути выхода из них. «А ты сможешь?!.. » Игровой приём, основанный на создании инсценировок. Например, при составлении и разборе предложений, где учащиеся выступают в роли частей речи, знаков препинания, синтаксических конструкций. «Эссе за 5 минут»Свободное письмо, письмо 3-х правил: не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. Применяю в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. «Продвинутый диктант» Обучаю учащихся составлять диктант-кроссворд, диктант-маршрут, комментированный диктант, элементы иллюстрированного диктанта. «Терминологический зачёт - коллоквиум»Выполняю проверку теоретических знаний учащихся, путем их устных ответов на вопросы. Провожу такие 15-ти минутки в конце изучения раздела. «Микроисследования»Учащиеся работают с научно-популярной литературой, словарями; составляют сообщения, рефераты; делают выводы.   «Сочинение-миниатюра»Провожу небольшое сочинение на предложенную тему. Например, в 5-м классе, изучая «Имя прилагательное», можно написать сочинение на тему «Ветерок». Работы редактируются на уроке. Отредактированные работы ребята дописывают дома. «Письмо по кругу»Каждый учащийся в течение урока на отдельном листе записывает ответы на три вопроса: Что он хочет узнать на уроке?, Что он узнал на уроке?, Что вызвало затруднение? В конце урока можно использовать эти листы (ответы в них) в качестве другого приёма – «Микрофон». «Проектная деятельность» Проектная деятельность занимает в нашей школе особое место. Учащиеся находят информацию о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления аудитории для обсуждения. Например, «Мой словарик», «Музыка на телефонах», «Электронное общение», «Языковые курьезы на телевидении» и др. Лучшие проекты ребята защищают на сессии МАН. «Нетрадиционный урок»С целью повышения интереса ученика к предмету и к обучению в целом, я провожу уроки русского языка в следующих формах: - урок – исследование; - урок – защита проекта;урок – путешествие; - урок – зачет.Например, урок – путешествие «Загадка предложений». ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ«Чтение с остановками»Этот приём эффективен при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения. Чтение выполняется с остановками, соблюдая правила работы с текстом. «Сменим маски…»Этот приём я использую с целью подробного изучения литературных произведений, путём реализации театрализованных постановок, где каждый учащийся может проявить себя в роли: Сценариста, Режиссёра, Актёра, Критика. Например, «Алые паруса», «Спящая царевна», «После бала», «Евгений Онегин». «Кластер»Это приём графической организации материала, с помощью которого ученики могут раскрыть свои идеи, передать мысли. «Синквейн»Это приём «пяти строк». Синквейн – белый стих, очень удобная технология, позволяющая закрепить и подытожить материал. «Проектная деятельность»На уроках литературы организуются такие проекты: «Что нам расскажет псевдоним», «Музеи писателей России», «Звучит мелодия войны…», «Неизвестный цветок» и др. «С самого начала…»Нетрадиционное начало урока (эпиграф, ребус, загадка, музыкальная заставка, видеофрагмент и др.).«Диалог с писателем»Учащиеся составляют вопросы (писателю) и задают их в форме письма. «Творческая перемена»Учащиеся создают сюжет видеофильма, небольшие фотовыставки, ребусы на основе прочитанного текста. Например, «Чистая любовь», «Любимый цветок», «Что скажет имя?».«Мыслим критически»Учащиеся осуществляют анализ, творческую переработку, интерпретацию изученной информации, исследуют биографии писателей. «Домашняя традиция»На уроках литературы я применяю нетрадиционные формы домашнего задания:- подготовка иллюстраций к литературным произведениям;- инсценировка художественного произведения;- продолжение неоконченных произведений и др. Одной из главных целей изучения предметов «Русский язык» и «Литература» является «формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма». Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит пользу и положительные эмоции, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон: «Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».