Презентация к педсовету на тему Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья


Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери Социальный педагог МБОУ СОШ № 73 г. Кирова Борисова Т.В. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья.   Проблемы внедрения инклюзииГлавная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.Отношение родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживают её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных учеников.Среди учителей,  может проявляться настороженное отношение к таким детям. Два вида сотрудничества по формированию и воспитанию толерантности в ходе учебного процесса:Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантностиВзаимодействие педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантностивыявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;опору на положительные стороны родителей и детей;доверие к ребенку и родителям;принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка; Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантностизаинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях. Формированию толерантностиизучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей;выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования;организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей;пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей;обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению; В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат следующие принципы: создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.взаимного доверия и уважения.взаимной поддержки и помощи.терпения и терпимости по отношению друг к другу. Знакомство с семьей школьника учитель может проводить в различных формах:Анкета для родителей;Конкурс сочинений для родителей «Мой ребенок»;Для детей младших классов можно предложить сделать рисунки или написать сочинение на тему «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье». Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей, сформированности толерантности и того, что необходимо развивать, целенаправленно воспитывать в детях, - это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей. Организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей предусматривает:учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;взаимосвязь, соответствие программ, форм воспитания толерантности у детей и тематики просвещения родителей; Психолого-педагогическое просвещение родителей по воспитанию толерантности у детей:сущность понятия «толерантность», ее основные характеристики и проявления;виды толерантности;факторы, влияющие на формирование толерантности у детей;взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей;методы воспитания толерантности у детей;пример родителей в воспитании толерантности у детей;особенности воспитания толерантности у учащихся разного возраста; Примерная тематика занятий и бесед с родителями:Роль общения в жизни ребенка.Причины возникновения конфликтов у детей.Как учить детей общаться?Как научить ребенка понимать других людей?Воспитание у детей чуткости и внимательности.Этика семейного общения у детей.Воспитание терпимого отношения к людям. Примерные вопросы, для дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии):Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?Есть ли грань терпимости? В чем (где) она?Нужно ли быть самим собой?Нужно ли властвовать собой?Возможно, ли жить без конфликтов? Возможные ситуации для обсуждения:Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите?2. Ваш ребенок ударил одноклассника, который: а) обидно его обозвал; б) унизил, оскорбил девушку; в) постоянно издевается над одноклассниками, которые его слабее и т. п. Ваши действия. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям: организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др.);творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;организация выставок результатов труда родителей. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье. Организация совместной деятельности родителей и детей:организация семейных конкурсов в школе и классе – «Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и др.;представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ);проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии и т. д.); Организация совместной деятельности родителей и детей:выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. п.);выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предмета быта для дома, разработать проект его изготовления, реализовать этот проект и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение по вопросу и т. п.). Формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителямиПроведение «Праздника семьи».Проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и других (с учетом предложений родителей и детей).Создание совместных объединений по интересам, клубного типа. Технологии достижения успеха педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяспособствовать созданию доброжелательной атмосферы во всех классах;обсуждать даже мелкие прецеденты и делать это открыто;понимать, что дети обучаются по-разному, и они разные по своему развитию следовательно, и стиль обучения в классах должен быть разнообразнымизбегать использования стереотипов и не комментировать предрассудки Технологии достижения успеха педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяОказывать поддержку ученикам, которые сталкиваются с оскорблениями, понимая, что дети, которые живут в страхе, не могут учиться.Необходимо отмечать достижения ребенка относительно его прошлых успехов, нестандартные достижения. Использовать возможности внешкольной работы. Учителя должны стараться ежедневно находить возможность говорить с детьми на любые темы, которые их интересуют или беспокоят. Технологии достижения успеха педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяЭффективно выносить  вопросы о негативном отношении к детям с ОВЗ на открытое обсуждение и коллективно рассматривать их.Педагоги должны использовать свой авторитет для того, чтобы разобраться в происшедшем. Ребенок, который подвергся унижению, на первый взгляд, небольшому, должен знать, что учитель на его стороне, и что весь класс знает об этом. Технологии достижения успеха педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяУчитель должен показывать, что ценит каждого ребенка, открыто хваля индивидуальные усилия каждого и достижения класса в целом, также призывая класс развивать эти достижения. Так следует поступать во всех областях - творческой, физической, социальной и академической - давая понять, что конкуренция между детьми неприемлема. Это создаст в классах большой моральный комфорт. Принципы педагогического подхода к детям с ОВЗВ каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;Каждый ребенок является уникальной личностью;Неудовлетворительное окружение превращает особые потребности детей в недостаток, значит, это проблема окружения;Ребенок с особыми потребностями растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как и у других людей;Ребенок с особыми потребностями имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Рекомендации для преодоления трудностей, связанных с особенностями работы с нетипичными детьми: психологически настроить себя на то, что трудности в работе с данной категорией детей неизбежны, но вам под силу их преодолеть;не опускать руки при первых же неудачах, попытаться понять их причины;верить в себя и в учеников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к ученику, готовым менять что-то в себе. Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Анкета на определение уровня толерантности Инструкция: Проверьте себя, насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. Воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, насколько верны ниже приведенные суждения по отношению к вам. Будьте предельно искренни.0 баллов - неверно;1 балл — верно в некоторой степени;2 балла - верно в значительной степени;3 балла — верно в высшей степени. Вопросы1. Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей.2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя.3. Вы категоричны в оценках людей.4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у коллег, обучающихся. Вопросы5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего коллегу, ученика.6. Вам хочется подогнать коллег, учащихся под себя.7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.8. Вы не терпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался ваш коллега, ученик? (осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку, стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться)9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам или притязаниям других? Уровни толерантности педагога к детям с ограниченными возможностям здоровья:1. Высокий уровень (0 – 6 баллов) – устойчивое позитивное отношение, активная позиция по отношению к детям с ограниченными возможностями, выражающаяся в высокой готовности, знаниях об инвалидности и сущности толерантности, умениях и навыках взаимодействия с данной категорией детей, отсутствие социальной дистанции.2. Средний уровень (7 – 14 баллов) – преимущественно позитивное отношение и активная позиция, выражающаяся в достаточной профессиональной готовности, знаниях о толерантности и инвалидности, теории, методики и практики педагогического взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности.3. Уровень ниже среднего (15 – 21 баллов) – неустойчивая, малоактивная позиция по отношению к педагогической деятельности связанной с детьми инвалидами, выражающаяся в слабо сформированной профессиональной готовности, недостаточных знаниях о толерантности и особенностях инвалидности.4. Низкий уровень (22 – 27 баллов) – негативное отношение, к детям, имеющим ограниченные возможности, незначительные знания об инвалидности и толерантности к детям с ограниченными возможностями. Спасибо за внимание!