Презентация по русской литературе для 8 класса «Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»


Костанайская областьг.Аркалык-учитель русского языка и литературы Юлмухаметова Айгуль Сагитьяновна Урок по русской литературе в 8 классе по теме Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» Тема урока: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» Цель урока: изучить повесть, научить умению работать с текстом, работать в группах, уметь рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся нравственно правильного выбора в жизни. Ход урока Побуждение.Осмысление.Рефлексия I.Побуждение Вступительное слово учителя.Сообщение ученика на тему «Сентиментализм»Мозговая атака «Любовь» Николай Михайлович Карамзин Вступительное слово учителя. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) — российский историк, писатель, почетный член Российской АН (1818). Создатель «Истории государства Российского» (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-03). Повесть «Бедная Лиза» «Бедная Лиза» — сентиментальная повесть, написанная в 1792 году. Сюжет этой повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Автор намекает, что лично знаком с Эрастом («Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле» и подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы — не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина — массу подражаний.  Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму с его культом разума Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!». Герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. Сословного конфликта в повести нет: Карамзин в равной степени сочувствует и Эрасту, и Лизе. Кроме того, в отличие от произведений классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности: автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям. Симонов монастырь в Москве. Выступление ученика. Сентиментализм  (от французского sentiment - чувство) - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Стерна, "Новая Элоиза" Руссо, "Бедная Лиза" Карамзина). Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Карамзину принадлежат примечательные в этом отношении слова: "...И крестьянки любить умеют" ("Бедная Лиза"). Другие утверждали, что простолюдин, близкий к природе, не извращенный аристократическими предрассудками, превосходит в нравственном отношении всякого дворянина.Пейзаж у сентименталистов - не бесстрастный фон развития событий, но воссоздание живой природы, глубоко воспринятой и прочувствованной. II.Осмысление Работа с текстом 1 группа. История семьи Лизы.2 группа. Рассказ об Эрасте.2) Работа по вопросам О.А.Кипренский «Бедна Лиза» -1827 год Вопросы При каких обстоятельствах в первые встретились Лиза и Эраст?(Инсценирование эпизода встречи)Какими рисует автор молодых людей?Чем и как пожертвовала Лиза ради своей любви?Почему Эраст обманул Лизу? Какие чувства испытывает Лиза, когда узнает что видится с любимым в последний раз?Как вы относитесь к поступку Лизы?Ребята, а как вы поступили бы на месте Лизы? III.Рефлексия Составление кластера. 1 группа Лиза. 2 группа Эраст.Эссе. «История любви Лизы и Эраста»Выставление оценок. Домашнее задание. Придумайте свой вариант концовки повести. СПАСИБО ЗА УРОК!!! Лиза ТРУДОЛЮБИВАЯ БЕДНАЯ СКРОМНАЯ НАИВНАЯ ДОБРАЯ Эраст БОГАТЫЙ ЭГОИСТ АЗАРТНЫЙ ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ Ветреный