Презентация по русскому языку Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах (5 класс, урок 1)


Расскажите о глаголе Глагол – это…самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать, что сделать? Обозначает действие предмета.Глаголы изменяются по… временам, в настоящем и будущем времени по… лицам и числам,в прошедшем времени…по родам (в ед.числе) и числам.Инфинитив – это…неопределённая форма глагола.Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…Что делать? Что сделать?Инфинитив имеет на конце…-ть, -ти, -чь. Проверка домашнего задания Разминка Поставьте глаголы в неопределенной форме. Выдели окончания.Идешь, бежишь, шагает, ходим, берегу, любишь, охраняем, испеку. идТИ, бежаТЬ, шагаТЬ,ходТЬ, береЧЬ, любиТЬ, охраняТЬ, испеЧЬ. Попробуйте сформулировать тему урока Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы:Друзья познают…ся в беде.Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.За всё брат…ся – ничего не сделать. Тема урока -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах Цели:Углубить знания о глаголе как части речи.Повторить правописание глаголов. Самостоятельно Прочитать п. 110, с. 106. Какой можем сделать ВЫВОД? Алгоритм.1. Нахожу глаголу.2.Ставлю к нему вопрос , определяю форму.3. Пользуюсь правилом.4.Обозначаю орфограмму КОГДА ПИСАТЬ - ТЬСЯ -ТСЯ Нужно хорошо учиться Не надо на уроке лениться Таня хорошо учится Ваня никогда не ленится (Что делать?) (Что делает?) Н.ф. 3 л. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание глаголов. Не надо веселит..сяВетка ломает..сяТрудно ужит..сяНадо остановит..сяНачинает занимат..сяЦветок распускает..сяТрудно взобрат..сяЖизнь налаживает..сяВсегда смеет..сяКраски сливают..ся Ь - Ь Ь Ь - Ь - - - ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ Внимание! Проблема![вад’и́ца] [вад’и́ца] [во́д’ица] Води́ца;води́ться;во́дитсяЧто заметили? Угадайте и запишите слова, расшифровав транскрипцию. В чем разница в написании слов? Переносица ; переносится; переноситься.Водица; водится; водиться.Теплица, теплиться, теплится. Не путайте формы глаголов с существительными, которые оканчиваются на –ца! Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов (по рядам). Работа с учебником Упр.632 Объясните написание или отсутствие Ь (устно) Я вышел на берег насладит.ся ароматом смолистых листьев. Спускается солнце на степь, издали золотит.ся ковыль. Клубят.ся тучи, хотят в росе понежит.ся поля. Мне не спит.ся, не лежит.ся. Путешественники долго не могли успокоит.ся. Орлам случает.ся и ниже кур спускат.ся, но курам никогда до облаков не поднят.ся. Стрич.ся и брит.ся он не любил. Работа в группеЗапишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.   Словосочетание Проявлять стремление Испытывать волнение         Допускать ошибки                Принять решение  Чувствовать радость         Глагол стремиться – стремится Работа в группеЗапишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.   Словосочетание Проявлять стремление Испытывать волнение         Допускать ошибки                Принять решение  Чувствовать радость         Глагол стремиться – стремитсяволноваться – волнуетсяошибаться – ошибаетсярешиться – решитсярадоваться – радуется Работа с учебником Упр. 633 РЕФЛЕКСИЯ Домашнее задание п.110Упр.634 (не забудьте о РАЗБОРАХ)