Презентация на тему Методы и приемы обучения младших школьников


Методы и приёмы обучения младших школьников Аксёнова Елена Михайловна Майдаровская школа-сад № 46 В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Вводятся новые учебные предметы и модули. Широкое распространение в начальной школе получают личностно-ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего дошкольника. Разрабатываются критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения. Методические основы построения урока введения нового знанияКомпоненты учебной деятельностиЦель — предполагаемый результатМотивы — побудители к деятельностиСредства — способы осуществления деятельностиДействия — основной элемент деятельностиРезультат — конечный продуктОценка — критерий достижения цели II. Этапы урока1) Самоопределение к деятельностиЦель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.«Хочу, потому что смогу»1-2 минутыу учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленностьПриёмы работы:учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);учитель предлагает детям подумать что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);самопроверка домашнего задания по образцу. 2) Актуализация знанийЦель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.4-5 минут;возникновение проблемной ситуации. 3) Постановка учебной задачиЦель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.4-5 минут;методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог. 4) «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта её решения.7-8 минут;способы: диалог, групповая или парная работа;методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. 5) Первичное закреплениеЦель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.4-5 минут;способы: фронтальная работа, работа в парах;средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. 6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуЦель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.4-5 минутнебольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);выполняется письменно;методы: самоконтроль, самооценка 7) Рефлексия деятельности (итог урока).Цель: осознание учащимся своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.Время выполнения -2-3 минутыВопросы:Какую задачу ставили?Удалось решить поставленную задачу?Каким способом?Какие получили результаты?Что нужно сделать еще?Где можно применить новое знание?Что на уроке у вас хорошо получалось?Над чем еще надо поработать? При постановке учебной задачи мы побуждаем ребенка к создания проблемной ситуации.Приёмы создания проблемной ситуации:одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрениястолкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданиемобнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на поиск ошибкипредъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностьюдать в принципе невыполнимое практическое заданиедать практическое задание, не сходное с предыдущимидать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущимидоказать, что задание учениками не выполнено Учитель Ученики - В словах, записанных на доске, выделите корень.- Все согласны? - Ученица у доски в слове «мухоловка» выделяет один корень.- Нет. В слове «мухоловка» два корня: «-мух» и «-лов». Пример создания проблемной ситуации Новые технологии, новые способы организации обучения не разрушают «традиционную» систему деятельности, а преобразуют ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Спасибо за внимание!