Направления работы с семьёй, имеющей ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.


Направления работы с семьёй, имеющей ребёнка с интеллектуальной недостаточностьюПодготовила Сватко Елена Владимировна,воспитатель СПбГБСУ СО ДДИ№1,учитель ГБОУ школа№439 Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья удручающе влияет на родителей. Рождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью расценивается, как жизненная катастрофа. На этой почве у родителей возникают конфликты, и немало случаев, когда родители отказывались от таких детей. Рождение ребенка с умственной отсталостью действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть нарушение психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и начать заниматься воспитанием ребенка. У семьи, в которой растёт ребёнок с отклонениями в развитии, множество проблем: незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, перспектив развития ребёнка, страх за его судьбу, когда они не смогут уже его опекать; психологическая дезадаптация родителей, попытки найти ответ на вопрос: «Кто виноват в рождении такого ребёнка?», решение об отказе от больного ребёнка и помещение его в стационарное учреждение. С появлением ребёнка-инвалида возникают многие проблемы материального характера и социального статуса родителей, осложняется взаимосвязь семьи и общества. Ситуацию ухудшает отсутствие или недостаточность социальной и морально-психологической поддержки таких семей. Исходя из вышеизложенного, очевидна необходимость действенного просвещения родителей, организация ассоциации родителей детей с особыми нуждами, издание специальной литературы. Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего проблемы в развитии: Принятие ребенка и его дефекта – родители принимают дефект, адекватно его оценивают и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Реакция отрицания – отрицается, что ребенок страдает дефектом, родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений и настаивают на высокой успешности его деятельности. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства – родители испытывают чувство жалости и сочувствия, что проявляется в заботе, гиперопеке, защите и чрезмерной любви. Стараются все сделать за ребенка, в результате ребёнок может остаться на всю жизнь на инфантильном уровне. Скрытое отречение, отвержение ребенка – дефект считается позором. Родители скрывают свое отрицательное отношение и отвращение за чрезмерно заботливым и предупредительным воспитанием.Открытое отречение, отвержение ребенка – родители полностью осознают свои враждебные чувства, ребенок принимается с отвращением. Родители обвиняют общество, врачей, учителей в неадекватном отношении к ребенку и его дефекту. Чрезмерная защита (протекция) и отвержение, скрытое или открытое отречение – это негативные реакции родителей, задерживающие развитие ребенка или мешающие развитию. Таким семьям нужна помощь и психологическая поддержка, и в этом большую роль могут сыграть специалисты по социальной реабилитации. Социальная реабилитация ребенка должна начинаться не с самого ребенка, а с родителей, с формирования у них психологической готовности к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с умственной отсталостью является для родителей не только источником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит определенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям. Часто семьи тратят немало сил, чтобы приспособиться к своему несчастью. Родители, ожидая насмешки и сочувствия, стесняются выходить на улицу с малышом и делают это в темноте, вдали от людей. Это во многом зависит от того, что наше общество не подготовлено к принятию таких детей. Существует определенная «психологическая стена» между здоровыми людьми и людьми с ограниченными возможностями здоровья. От этого страдают не только больные дети, но и само общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом. Немало вопросов возникает у родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с ОВЗ. Большинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются психологически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Пройдет время, и родители, отойдя от первоначального шока, начнут осваивать науку воспитания такого ребенка, перенимая опыт других семей, накапливая свой опыт путем проб и ошибок. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Воспитание ребенка начинается в семье. Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависти успешность его развития. Если ребенок в семье нежеланен, не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте, если он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка. Для нормального психического развития ребенка ему нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение. Семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, особенно тяжело переживают некоторые кризисные периоды развития семейных отношений.Первый период связан с осознанием того, что ребёнок болен, с получением точного диагноза, эмоциональным привыканием, информированием других членов семьи о случившемся. Первыми реакциями семьи на диагноз врачей могут быть шок, невротические реакции, разочарование, депрессия, поиски виновных в случившемся, после чего семья переживает стадию активизации своих ресурсов для разрешения возникшей критической ситуации, затем постепенно развивается привыкание. Второй период определяется спецификой развития ребёнка в первые годы жизни. Характер отклонений в развитии ребёнка, их тип и степень выраженности, реакция семьи на них могут иметь определяющее значение в формировании семейных взаимоотношений и поведения. В этот период семейный кризис углубляется значительными финансовыми и временными затратами на услуги, необходимые ребёнку, осознанием того, что интересы нашего общества часто не согласуются с интересами семей, имеющих детей с проблемами в развитии. Третий период связан с поступлением ребёнка в школу, уточнением форм обучения (в обычной или специальной школе, школе-интернате), переживанием реакций сверстников, хлопотами по устройству внешкольной деятельности сына или дочери. Четвёртый период начинается с переходом ребёнка в подростковый возраст. Семья привыкает к хронической природе заболевания, возникают проблемы, связанные с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отчуждением, профориентацией, планированием будущей занятости ребёнка. Это время может оказаться наполненным болезненными напоминаниями о том, что подростку не удаётся успешно завершить переход в следующий этап жизненного цикла, - он продолжает оставаться зависимым от своих родителей. Пятый период семейных сложностей – начало взрослой жизни, в которой ярко переживается дезадаптация члена семьи – инвалида, дефицит возможностей для его социализации, принятие решения о подходящем месте обучения или проживания повзрослевшего ребёнка. Необнадёживающая перспектива занятости инвалидов и недостаточные ресурсы для их самостоятельного проживания оставляют семье небольшой выбор альтернатив и вызывают глубокую озабоченность и тревогу в этот период. Шестой период развития семейных отношений – взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Обеспечение инвалида жильём, работой, организация его досуга, доступность медицинской помощи, социальное обслуживание интересует и беспокоит родителей. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут заботиться о своём ребёнке. Происходит перестройка взаимоотношений между супругами в случаях раздельного проживания с повзрослевшим членом семьи. Логика воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия с ребёнком и выработки наиболее оптимальной стратегии и тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условии жизни и других факторов. Но надо осознавать, что готовых рецептов воспитания на все случай жизни никто дать не может. Родители должны сами познать закономерности развития ребенка и соотносить с ними свой действия. Технологии социальной реабилитации - это совокупность методов и приемов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. 1. По функциям применения выделяют следующие технологии: Психологические (воздействуют на психологические процессы, состояния и функции). Социально – психологические (изменяющие процессы в системе человек/ группа). Медико-социальные (влияющие на физическое состояние и связанные с ним социальные аспекты существования человека). Финансово – экономические (позволяющие обеспечить материальными ресурсами, пособиями и льготами). 2. По области применения выделяют следующие технологии: Диагностика – установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации. Коррекция – изменение социального статуса, экономического и культурного уровня, ценностей и ориентации.Реабилитация – помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил.Адаптация – облегчение вхождения инвалида в сравнительно незнакомое общество. Различают следующие формы реабилитации, взаимосвязанные между собой: Социальная реабилитация – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на восстановление социально статуса лица с ОВЗ, достижение им материальной независимости и его социальную адаптацию. Медицинская реабилитация. Направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания. Психологическая реабилитация - воздействие на психическую сферу лица с ОВЗ, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.Педагогическая реабилитация - целый комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей с ОВЗ, направленный на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Социально-экономическая реабилитация - комплекс мероприятий по обеспечению лиц с ОВЗ необходимым и удобным жилищем, денежным обеспечением и тому подобное. Профессиональная реабилитация. Предусматривает обучение лиц с ОВЗ доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту. Спортивная и творческая реабилитация. С помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений, активного участия в художественной деятельности у детей с ОВЗ укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Социальная реабилитация. Включает в себя и меры по социальной поддержке, т.е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы.   В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации детей можно отметить психолого-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую работу. К основным направлениям психолого-педагогической работы с умственно отсталым ребёнком относятся: Диагностика уровня психического развития и навыков ребенка. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка. Организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации. Психологическое консультирование родителей.Обучение родителей основам реабилитации. Освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий.Определение критериев эффективности реабилитации. Разработка методик для социально-бытовой ориентации. Задачи социально-медицинской работы: Психодиагностика ребенка с целью прогноза возможности его реабилитации и определения его реабилитационного потенциала. Составление карт комплексной реабилитации детей.Оказание стационарной амбулаторной и патронажной помощи.Проведение диагностических мероприятий. Организация необходимой консультативной помощи специалистов.Внедрение и использование новых высокоэффективных технологий реабилитации. Основные функции социально-правовой реабилитации.Осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка.Сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях. Правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательства.Организация всех форм патронажа семьи, выездов специалистов в районы, области с целью оказания консультативной помощи семье и ребенку, а также работникам местных органов исполнительной власти.Привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество. Консультации юриста.