Презентация


На пути постижения России Образы помещиков, чиновников и П.И.Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» I Цели нашего урока: 1 Проследить отражение замысла «Мёртвых душ» в авторской исповеди и переписке Н.В.Гоголя.2Проследить историю обнищания человеческой души на примере образов помещиков.3 Определить пафос изображения губернского города N и его обитателей. Цели нашего урока 4 Проследить жизненный путь Чичикова И определить причины нравственного падения героя.5 Сделать выводы из наблюдений и отразить их в тетрадях.6 Понять авторский замысел. II Эпиграфы к уроку 1 Поэзия Гоголя – это крик ужаса и стыда, который издаёт человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда он вдруг увидит в зеркале своё оскотинившееся лицо. Но чтобы подобный крик мог вырваться из груди, надобно, чтобы в ней оставалось что – то здоровое, чтобы жила в ней великая сила возрождения. А.И.Герцен Эпиграфы к уроку 2 Догадываясь о какой – то афере Чичикова, мы только в последней главе окончательно понимаем, какие биографические причины подвели Чичикова к этой афере. История дела оборачивается историей характера. Ю.В. Манн Эпиграфы к уроку 3 «Мёртвые души» прочтутся всеми, но понравятся, разумеется, не всем… В.Г.Белинский III Уровень постижения темы: 1 не знаю2 сомневаюсь, что знаю3 знаю4 знаю и объясню другому IY Творческая история поэмы «Какой огромный, какой оригинальный сюжет…Вся Русь явится в нём!»Из письма Гоголя Жуковскому. Y Аналогия с поэмой Данте «Божественная комедия» Данте Алигьери - итальянский поэт1265-1321г.г. Описываетпутешествие по загробному миру.«Божественная комедия» состоит из 3 частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Им должны были соответствовать три тома «Мёртвых душ»В первом томе Гоголь хотел отразить «ад» русской жизни. YI «Эти ничтожные люди» Галерея образов помещиков в поэме«Гоголь был первым нашим народным и исключительно русским поэтом: никто лучше него не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера. Д.И.Писарев Манилов глава 2 Коробочка глава 3 Ноздрёв глава 4 Собакевич глава 5 Плюшкин глава 6 Что становится основным средством изображения у Гоголя? Художественная деталь – подробность описанияЕдиный план изображения помещиков:-пейзаж-имение-интерьер-предметная деталь Изображение помещиков - портрет- сцена купли-продажи «мёртвых душ» Схема пути Чичикова к помещикам Апология Апология – перечень положительных черт человека.Общий вывод по образам помещиков:В поэме представлена галерея типов.Образы не даются в развитии, носят статичный характер.Не развивается только мёртвая материя. Они мертвы духовно. -Плюшкин дан в развитии. Он может возродиться.- Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет. YIIУзнайте героя по его визитной карточке «Благопристойный, знающий и почтенный человек, любезнейший и обходительнейший; не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так, чтобы молод, похититель губернаторской дочки, фальшивомонетчик, «переодетый Наполеон» и, наконец, сам Антихрист» Это главный герой поэмы П.И.Чичиков. Критик И.Золотусский сказал о нём:«Он всё же подлец какой-то странный»Попробуем разобраться, почему критик дал такую оценку герою.Начать разговор о Чичикове я хотела бы с рассказа В.М.Шукшина «Забуксовал» Чтение эпизода из рассказа Шукшина «Русь-тройка всё гремит, всё заливается, а в тройке – прохиндей, шулер…»Чтобы ответить на вопрос Шукшина, кто же такой Чичиков и почему его везёт Русь-тройка, проследим его путь. История жизни Чичикова План сообщения1 Детские годы2Служба в казённой палате3 История со строительной комиссией4 Служба Чичикова на таможне5 Изобретение Чичиковым нового средства обогащения. Театрализованная иллюстрация Когда закладываются основы характера персонажа?-Конечно, с детства.СценкаКакое наставление даёт отец Павлуше?-Беречь и копить копейку.Своим наставлением отец как бы благословляет сына использовать Благословление отца слабости окружающих в своих целях.А какое наставление даёт отец Петруше Гринёву?«Береги честь смолоду!»И теперь нам становится понятно, почему у этих персонажей разные цели жизни. «Итак, припряжём подлеца…»Н.Гоголь Как относится к своему герою автор?Он развенчивает Чичикова как героя нового времени.Есть ли у Чичикова положительные черты?-Энергия-ум-находчивость Постараемся по-новому взглянуть на героя Глава 7 Чичиков переписывает списки купленных «Мёртвых душ»«Какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им…Каждая из записочек как будто имела особенный характер.. Казалось, как будто мужики ещё вчера были живы.Смотря долго на имена их, он умилился духом и , вздохнувши, произнёс: «Батюшки мои! Сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своём? Как перебивались?»Может ли отъявленный подлец испытывать такие чувства?Что же позволило Золотусскому дать Резкую оценку нашему герою? Решим дилемму : 1 Чичиков – беда России?2 Чичиков- надежда России?Выберите свой вариант ответа:Тезис – аргумент – выводСамостоятельная работа в тетрадяхОбсудим работы! Лексика к образу Чичикова Мошенник настойчивыйПлут волевойПрохиндей предпринимательШулер хозяинГорький упрёк спаситель Россиисовременной Руси Выводы по образу Чичикова -герой сумел сохранить живое человеческое чувство-он переходит, по замыслу автора, во 2 и 3 тома-значит он возродится, спасёт свою живую душу. YIII «Мёртвая жизнь» Образ города в поэме «Мёртвые души»Совершим заочную экскурсию по губернскому городу N (гл.1, 7-10)Сравните образ города N в «Мёртвых душах» и «Ревизоре» Гоголя. IX Итог урока Интересна ли поэма нашим современникам?Для чего Гоголь показал «Пошлость пошлого человека»?Современна ли поэма сейчас? Думы писателя о будущем России Все надежды на обновление жизни писатель связывает с молодым поколением:«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом» Н.В.Гоголь Вспомним цели урока 1 На каком уровне постижения авторского замысла поэмы вы находитесь?2 Что открыли для себя нового?3 Готовы ли мы дочитать высказывание критика Белинского до конца? В.Г.Белинский о поэме Гоголя «Мёртвые души прочтутся всеми, но понравятся, разумеется, не всем.Поэмою Гоголя могут вполненасладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не «сюжет». «Мёртвые души не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих, они требуют изучения» Подведём итоги Согласны ли вы с мнением Белинского?Требует ли поэма «Мёртвые души» нашего дальнейшего изучения? X Рефлексия А теперь каждый оценит свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы. Выскажитесь по очереди одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. «Рефлексивный экран» -сегодня я узнал…-было интересно…-было трудно…-я выполнял задания…-теперь я могу…-я понял, что…-я приобрёл…я научился… -у меня получилось…-я смог…-я попробую…-меня удивило..-урок дал мне для жизни…-урок помог мне оценить.. XI Домашнее задание 1 Придумать и написать предысторию одного из помещиков2 ответить на вопрос: что может «разбудить» душу Чичикова?3 Подготовить сообщения по группам:1) Народ в поэме2)Образ России3)Лирические отступления и образ автора