Презентация педагогического совета Технологии работы со слабо мотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности


* «Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети  в классе, как мыслит каждый  его ученик, что будет ему легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…» П.Н.Чернов. Технологии работы со слабо мотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности * Цель: Применение различных технологий работы со слабо мотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности * ЗАДАЧИ: изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме.раскрыть особенности различных форм организации учебного процесса.создать банк данных различных методов, форм, влияющих на эффективность образовательно – воспитательного процесса в школе, на формирование познавательной активности школьниковсоздать предметно – развивающую среду.продолжить работу над разноуровневым обучением учащихся . выявить эффективность использования форм организации учебного процесса для развития познавательных способностей школьника. * * Познавательная активность – Характеристика процесса обучения?Качество учащегося? Формируется: целенаправленно или стихийно?учителем или учеником?на отдельном этапе или постоянно? Процесс или результат образовательной деятельности? ПА - это интегративное качество личности учащегося, которое характеризуется когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым и планируемым результатам образовательной деятельности * Виды познавательной активности учащихся Методическиобусловленный подход(по Г.И. Щукиной) Стадии познавательного процесса(по Т.И. Шамовой) Уровень включенности учащегося в образовательный процесс Творческая деятельность Творческое осмысление Творческая включенность Поисково-исполнительскаядеятельность Интерпретация Исполнительская включенность Репродуктивно-подражательная деятельность Воспроизведение Ситуативнаявключенность Нулевая включенность * Методически обусловленный подход (по Г.И. Щукиной) Познавательная активность: ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬСама задача может ставится учащимся,и пути ее решения избираются новые, нестандартные ПОИСКОВО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности) РЕПРОДУКТИВНО-ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен * Стадийность познавательного процесса (по Т.И. Шамовой) Познавательная активность ТВОРЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕНе просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ Основу составляет процесс понимания, запоминания и воспроизведения знания, а также овладение способами его применения по образцу * Уровень включенности учащегося в образовательный процесс ТВОРЧЕСКАЯ включенность: позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ включенность: обусловлена наработанными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие задачи и самостоятельность в ходе ее решения СИТУАТИВНАЯ включенность: учащийся проявляется лишь в отдельных ситуациях, определяемых в основном эмоциональным отношением НУЛЕВАЯ включенность: учащийся не проявляет желания к учебной деятельности, предпочитает режим давления со стороны педагога Уровень включенности Творческая включенность Исполнительская включенность Ситуативнаявключенность Нулевая включенность * Учителю важно установить добрые, благожелательные отношения с учащимися нулевого уровня включенности, так как на уроке они обычно относятся к «пренебрегаемым». Основными приемами, помогающими наладить атмосферу эмоционального комфорта, являются «эмоциональные поглаживания»:обращаться к ученику только по имени;не скупиться на похвалу и одобрение;сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;акцентировать позитивное построение фраз: без угроз – «Если вы не будете выполнять мои требования, то я...», без приказов – «Прекратить шум!» и т.д. Тактика занятий учителя с учениками нулевого уровня включенности * Тактика занятий учителя с учениками ситуативного уровня включенности Тактика педагога в учебном процессе с этими учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную активность на протяжении всего занятия:педагогическое сопровождение в организации учебной деятельности учащегося: вхождение в задачу, возможность обратиться за советом в трудных случаях и т.д.;центрация внимания учащегося с помощью вопросов учителя: «Трудно ли для тебя это задание?», «В чем трудность?», «С чего начнешь?», «Как себя проверишь?», «Для чего нужны такие уроки?», «Где тебе могут пригодиться знания, полученные на уроке?»;создание «легальных подсказок» ответа: опорные сигналы, алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки, таблицы и т.п. * Тактика занятий с учащимися исполнительского уровня включенности Основная цель действий учителя заключается в актуализации и активизации эмоционального, интеллектуального и волевого потенциала этих учащихся:Ориентация и построение субъект-субъектных взаимодействий между учителем и учащимися в учебном процессе;Опора на проблемные, частично-поисковые и эвристические учебные ситуации;Организация ситуация «обмена ролями» для данных учащихся: «эксперт», «режиссер», «мудрец», «хранитель знаний» и т.д.;Развитие поисковой самостоятельности у учащихся (эссе, рефераты, дневники наблюдений и пр.) * Тактика занятий с учащимися творческого уровня включенности предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения; воздерживаться от оценок;учить замечать противоречия;помогать ученикам видеть и находить аналогии (соотношения);настраивать учащихся быть настойчивыми в достижении необходимой информации;преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;доверяться догадке, интуиции;привыкать рассматривать объект с нескольких точек зрения, т.е. создавать условия для «умственной разминки»;убедить учащихся, что многому можно научиться, извлекая опыт из своих ошибок;воспринимать новшества и изменения, не противиться им;показать, что порой в выводах возможны неопределенности и неясности;развивать потребность в учении и самообразовании… * Варианты организации и проведения уроков с учащимися различного уровня включенности в учебный процесс Урок реализуется через линейную структуру, где предполагается последовательная работа педагога с каждой группой учащихся. Урок осуществляется в «мозаичной» структуре, когда включение в учебную деятельность той или иной группы учащихся происходит в зависимости от учебной задачи этапа урока.«Ролевой» урок: ведущая роль в учебной деятельности передается учащимся с высоким уровнем включенности включенности в учебную деятельность с целью взаимообучения. Урок с «комплексной» структурой: происходит совмещение всех предложенных вариантов. РЕШЕНИЕ: Внедрять новые различные формы организации учебного процесса.Каждому педагогу создать банк различных методов, форм, влияющих на эффективность образовательно – воспитательного процесса в школе, на формирование познавательной активности школьников. На каждом уроке создавать ситуацию успеха с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.Продолжить работу над разноуровневым обучением учащихся . * * Главным критерием технологии работы со слабо мотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности должны стать включенность и активность всех учащихся на уровне их реальных и потенциальных возможностей. * Список литературы к теме Богоявленский Д. Б. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии, 1969.Т.2. Кабанова-Меллер Е.Н. Структура и закономернос­ти учебной деятельности в условиях развивающего обучения. Структура познавательной деятельности. Владимир, 1976.Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.Менчинская Н.А. Приемы «самоуправления» познавательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблемы управления познавательной дея­тельностью человека. М., 1978.Талызина Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Изд-во МГУ, 1975.Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. М., 1984.Харламов Ф.И. Активизация учения школьников. Мн: Нар. асвета, 1970.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979.