Презентация к уроку Основы специальной педагогики и психологии раздел Дети с нарушениями в развитии на тему Дети с Задержкой психического развития. ЗПР


ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ(ЗПР) это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью. Массовые обследования неуспевающих учащихся общеобразовательных школ показали, что около половины составляют дети с задержкой психического развития ЗПР — это аномалия развития, которая чаще всего обнаруживается на начальных этапах обучения и проявляется в трудностях усвоения знаний, навыков и умений, адаптации к учебным требованиям В качестве причины задержки психического развития могут выступать:Нарушения конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм. Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети). Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения. При рождении выявить у детей ЗПР нельзя:Чаще всего у них нет пороков в физическом облике Поэтому:Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. в педагогической сфере выделяют следующие виды ЗПР:Задержка психического развития конституционного происхождения Задержка психического развития соматогенного происхожденияЗадержка психического развития психогенного происхождения Задержка психического развития церебрастенического происхождения Задержка психического развития конституционного происхождения Гармонический инфантилизмЭмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста.Повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. НепосредственностьПовышенное настроениеНе соблюдает дисциплинуПоведение зависит настроенияАктивен во вне учебное время, а на занятияхактивность сниженаТрудно сосредоточитьсяСамооценка завышенаНедостатки не осознаёт, к самоанализу не способенЧасто создаёт конфликтные ситуации Задержка психического развития соматогенного происхождения Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:• хроническими инфекциями;• аллергическими состояниями;• врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);• детскими неврозами;• астенией. Для соматического инфантилизма характерно:Неуверенность и боязливость, связанные с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Ограниченный круг общенияНарушение межличностных отношенийЗатруднена переключаемость вниманияНерешительность и внушаемостьИзбегает трудностейСклонность к аффективным вспышкам Задержка психического развития психогенного происхождения Обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенкаНеблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития. ПассивностьИнтерес к учёбе сниженТревожность и настороженность Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения Вызвана органическим поражением ЦНСвследствие патологии беременности(тяжелыетоксикозы, инфекции, интоксикации, травмырезус-конфликт), недоношенность, асфиксиии травмы при родах. Неусидчивость и быстрая утомляемостьКапризностьВнимание привлекается с трудом, неустойчивое, переключаемость сниженаВысокая отвлекаемость и рассеянностьЧасто путает левую и правую руку Обучение детей с ЗПР Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) Специальные (коррекционные) образовательные учреждения 7 вида Коррекционно – развивающие классы при общеобр.школах Д.сады комбинированного вида (смешанные группы) Специальные д.сады для детей с ЗПР Приём по заключению ПМПК с согласия родителей;1 ступень – нач.общее обр.2 ступень – основное общее обр.Наполняемость кл. – 12 чел. Занимаются по учебникам массовых школ по спец. программам*Базовые учеб.предметы*Общеобразоват.*Занятия предметной направленности Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР: 1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности. 2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР. 3. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями. 4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; 5. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. 6. Использование многократных указаний, упражнений. 7. Проявление большого такта со стороны учителя 8. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы. 9. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; 10. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций/ Качества, необходимые педагогу для работы с детьми ЗПР:ТЕРПЕНИЕУСИЛИЕТАКТИЧНОСТЬ