Технология построения современного урока в образовательной системе «Школа 2100»


Мастер-класс для учителейначальных классов Учитель начальных классовМБУ СОШ №33 г.о.ТольяттиТатьяна Ивановна Бояринова Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. Китайская пословица Единство результата образования Патриотсамостоятельные решения Уважающий ценности иных культурКреативный, готовый сотрудничать 1. Человек самостоятельный: 2. Человек познающий: 3. Человек, умеющий жить среди людей ОС «Школа 2100» функционально грамотная личность ФГОС: портрет выпускника Образовательная система «Школа 2100» Образовательная программа «Школа 2100» - «Педагогика здравого смысла» ( А.А. Леонтьев). Цель: функционально грамотная личность. Единые технологии (проблемный подход): Проблемный диалогПродуктивное чтениеПроектная технологияТехнология оценивания Комплект учебников и пособий по всем предметам (дошкольное образование – начальная школа – основная школа – старшая школа) Общественная организация «Школа 2100» Конференции, метод.центрыВнедрение и апробацияПовышение квалификации учителей ЗАЧЕМ учить? КАК учить? ЧЕМУ учить? КТО? В чём суть изменений урока в образовательной системе Школа 2100 Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся?Выделяют следующие принципы управления учебным процессом:планирование;организация;реализация и контроль;коррекция;анализ. Требования к уроку в ОС «Школа 2100» УРОК Создание условий для формирования компетенций ребенка Использование образовательных технологий Практический, деятельностный подход Самостоятельная работа ученика, а не учителя Личностно-ориентированный, индивидуальный характер Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Универсальные учебные действия, формируемые на уроке в начальной школе КОММУНИКАТИВНЫЕ Структура современного урока ОС «Школа 2100» Схема урока:Тема урока: …. Цель урока: … Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД Познавательные УУД: …Коммуникативные УУД: … РегулятивныеУУД: … Личностные УУД: …Основные понятия: … Межпредметные связи: … Ресурсы: … Схема урока:Тема урока: …. Цель урока: … Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД Познавательные УУД: …Коммуникативные УУД: … РегулятивныеУУД: … Личностные УУД: …Основные понятия: … Межпредметные связи: … Ресурсы: … Урок I поколения Урок II поколения 1.Тема урока. 1.Тема урока. 2.Цель урока. 2.Цель урока. 3.Задачи урока:-Образовательная задача.-Развивающая задача.-Воспитательная задача. 3.Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:-Познавательные УУД.-Коммуникативные УУД.-Регулятивные УДД.-Личностные УУД. 4.Межпредметные связи. 4.Межпредметные связи. 5.Оборудование. 5.Ресурсы. Отличия структуры урока: Средства достижения планируемых результатов Метапредметные результатыРегулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Технология проблемного диалогаТехнология оценивания Технология продуктивного чтения Форма групповой работы Личностные результаты О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы Пример нового оформления. Русский язык. 2 кл. Проблемная ситуация Проблемный вопрос Задания на познавательные УУД Поиск решения Технология проблемного диалога способствует возникновению у школьников интереса к новому помогает в понимании учениками материала, т. к. до всего додумался сам Пример работы с текстом Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было 4 года. Мама одевала его, кормила с ложечки и водила гулять за ручку. Однажды мама одела его, поставила на ножки, но Петя упал. В О Мама позвала папу, доктора, но никто не мог понять, почему Петя падает. И тут прибежал Петин друг Коля. - А я знаю, почему Петя падает! У него же две ноги в одной штанине. А я сам одеваюсь и со мной такого не случается. П- Я тоже теперь буду сам одеваться, - сказал Петя. И никаких глупых историй с ним больше не произошло.О чем этот текст? (фактуальная информация)Что можете сказать о Пете, о маме, взрослых? (подтекстовая информация)Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой рассказ (концептуальная информация) М.Зощенко Глупая история В(в сокращении) «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы»А. П. Семенов Информационно-коммуникационная технология Использование ИКТ Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия Пример из пособия для 2-4 кл. «Все узнаю, все смогу» Тема «Школа» Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы Расставьте карточки, начиная с самой большой. Постройте пирамидку. Технология оценивания Работа с тренажёрамиТренажер- это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 15 16 17 18 19 20 14 -7 7 +12 19 5 9 10 12 15 16 17 18 20 19 -4 15 +5 20 -4 16 -6 10 +8 18 -9 9 +3 12 -7 5 +12 17 -3 14 Групповая работа * Пример. Окружающий мир Лена: На юге всегда жарко. Новое знание – закономерность: количество тепла растет от полюсов (косые солнечные лучи) к экватору (прямые солнечные лучи) Миша: А как же Южный полюс? Там холодно! Сравните два утверждения – в чем противоречие? Какой возникает вопрос? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: От чего зависит, где на Земле тепло, а где - холодно?РЕШЕНИЕ: Все зависит от того, прямые или косые лучи солнца падают на поверхность Земли * 1 класс ● Предметное задание ● Задание в группе ● Познавательные УУД ● Личностные Проблемный вопрос и вывод Демонстрационно-тренировочный прием Прием драматизации Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема Цели Планируемый результат Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы:- основные- дополнительные Организация пространства Технология проведения Деятельностьучеников Деятельностьучителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Предметные УУД I этап. Организация класса (оргмомент)II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)V этап. Рефлексия. Итог урока Структура урока ОС «Школа 2100» Тема Уравнение. Цели Образовательные: Формировать представление об уравнении, способе решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Формировать умение решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей.Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Планируемый результат Предметные:Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства.Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.Метапредметные:Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Основные понятия Уравнение, решить уравнение, часть, целое Межпредметные связи Математика, Литература, ИЗО Ресурсы:- основные- дополнительные Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 60, 61, 62- альбомы, маркеры (фломастеры)- еженедельник (для самооценки)- презентация «Уравнение»- шаги учебной деятельности- тетрадь- электронные физкультминутки- алгоритм самооценки. Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа Технологическая карта изучения темы «Уравнение» Технология проведения Деятельностьучеников Деятельностьучителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результатыУУД Предметные УУД I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки;- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.Проговаривают девиз урока.Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.Устанавливает тематические рамки.Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.Показывает данный этап на картинке. 1. Громко прозвенел звонок.Начинается урок.Наши ушки – на макушке,Глазки широко открыты.Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем.2. Слайд 2.- Какие математические записи мы знаем? Назовите их.4 + 5, 6 - 3 (выражения) - Как прочитать эти выражения? (сумма чисел …, первое слагаемое…, второе слагаемое…; разность чисел …, уменьшаемое …, вычитаемое …)3 < 9, 10 > 6 (неравенства)- прочитайте их2 + 8 = 9 (равенство)- Верное это равенство? (Нет)- Превратите это равенство в верное.- Какие ещё есть математические равенства, знаете?- Хотите узнать?3. Слайд 3. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)4. - А сейчас мы были на этапе 1.- Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке). Уметь читать математические выражения, неравенства, равенства. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Ребенок на современном урокеЦель- готовность к саморазвитию 1 2 3 5 4 5 Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям Умение ставить перед собой цель, принимать решения Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации Умение проконтролировать себя, свои собственные действия Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться В помощь педагогам, реализующим ФГОС РЕСУРСЫ «Современный урок – удивление, удовольствие, усилие, успех!» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Успехов Вам в нашем нелегком деле – создании нашего общего будущего! Каковы же особенности современного урока ОС «Школа 2100»