Презентация на тему Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 1 классе в период обучения письму. Из опыта работы.


МБОУ «Коношская средняя общеобразовательная школа»Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 1 классе в период обучения письму. Из опыта работы.Автор – Короткова Марина Антанасовна,учитель начальных классовп.Коноша, Архангельская область2014 год В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны:Современно образованнные,нравственные,предприимчивые,думающие,ответственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Ведущей педагогической идеей являетсясоздание на уроках русского языка условий для: -формирования орфографической зоркости учащихся,-усиление практической направленности преподавания предмета,-создание условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия и достижения поставленной цели. Орфографическая зоркость- это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Условия формирования орфографической зоркости:Умение обнаруживать орфограммы.Умение различать орфограммы.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).Умение осуществлять самопроверку. В основе грамотного письма лежитаналитико-синтетическая работа над слогом и словом,достаточно высокий уровень развития фонематического слуха,внимания. Упражнения, направленные на формирование звукового анализа слова:Полсловечка за вами. (бал…кон, во…рон)Рассмотри рисунки и найди одинаковый звук в словах.Слоговой аукцион. (Ба…-ня, -нан, -ран) Перевёртыши: кот-ток, сорт-трос.Исключение звука из слова: роса-оса.Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом,арбуз, шар, астра. ФГОС НОО предписывает необходимость использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе для достижения требуемых образовательных результатов. Электронное приложение к «Русской азбуке» В.Г.Горецкого выделяет в изучении каждой буквы следующие блоки:-звукослоговой анализ и составление звуковой схемы;-слоговое чтение и составление слов из слогов и букв;-чистописание;- развитие речи. Очень важно показать детям где, как и почему происходит расхождение в написании и произношении слов.А сейчас попробуем сделать важное открытие. Произнесите хором слова «шары, коты». Начертите в своих тетрадях звуковые схемы этих слов. Что вы заметили?Для этой цели предлагаются задания:Списать слова, поставить ударение: нитки, Антон, парта, сосны, кукла, Ната, ноты, рыба, шнурок.2. выпиши слова из трёх слогов с ударением на втором слоге: магазин, котик, котёнок, статуя, стрекоза, фиалка, дорожка. С целью умения определять слабую позицию гласного использую такие упражнения:Списать. Сильную позицию гласного обозначить знаком ударения, а гласную в слабой позиции выделить пастой зелёного цвета: цветы, лесной, играет, красивые, облака, пишет.В предложении на место гласных в слабой позиции записать буквы, которые могут бороться за место в этом слове.Са/одовни/ек по/абе/илил ство/алы де/иревье/ив. В качестве средства, оказывающего детям заметную помощь в различении звуков и букв, в осознании принципа их классификации выступает лента букв автора Горецкого В.Г.Использую следующие приёмы работы:Установление места новой буквы в ряду букв.Составление двубуквенных и трёхбуквенных слогов с буквой, указанной на ленте букв.Обоснование учащимися места букв на ленте. С первых недель обучения применяю орфографическое и орфоэпическое чтение.Орфографическое чтение отличается тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Причём при орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги.Орфографическое чтение считаю основой правописания.Орфоэпическое чтение беру на себя.Читаю слово «гора» по орфоэпическим нормам.Дети читают слово орфографически.Спрашиваю: -Что заметили?Задание: подчеркните буквы, в которых произношение расходится написанием. Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, я расположила в определённой последовательности: Письмо с проговариванием.Списывание. Алгоритм списывания:Прочитай слово или предложение.Повтори его, не заглядывая в текст.Подчеркни в слове или в предложении все орфограммы.Прочитай предложение орфографически.Повтори предложение орфографически проговаривая все звуки.Закрой текст.Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы. Комментированное письмо.Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.Письмо под диктовку.Письмо по памяти.Творческие работы. Виды упражнений на развитие орфографической зоркости.Прочитай пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.Составить предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу»Зрительно-слуховые диктанты.Сколько гласных букв нужно проверить в словах «берега, холода»? 5. Игры: 1.«Спрячь Ь в середину слова»: «день- деньки, пень- пеньки… 2.«Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п-ля, м-ря…3.«Подбери буквы»: Красивы русские л-са! Л-са пошла по пушистому снегу. 4.«Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:Рука… берёз…Лу… моро…Зимний ле… гладкий лё… 5.«Огоньки». На доске предложения. Детям предлагается «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же самую работу у себя в тетради с помощью красного карандаша.6. Орфографические загадки7. Стихотворные правила. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: - наблюдение, - сравнение,сопоставление, установление сходства и различия.А это в свою очередь ведёт к:эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся. Список используемых ресурсов.Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием/Л.С.Лаптева//Начальная школа. – 2004. -№8 – С.58Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками/ А.Ясова// Начальная школа. – 2001.№4-С.42Лаури Н.М. Алгоритмы по орфографии//Русский язык в школе. – 2005.- №4.Тоцкий П.С. Орфография без правил.М.,1991 г.Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение. Х., 1990 г.Некрасова Т.В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе. Томск, 1994 г.Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыковКирюшкин В.А. Работа со схемами при обучении грамоте.Интерактивны таблицы к учебнику В.Г.Горецкого «Русская азбука»