Презентация по философии на тему Средневековая философия — служанка богословия


Средневековая философия – служанка богословияРазработал учитель технологии и истории Балтабаев Марат Бопышевич СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯНачало средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия - это философия эпохи феодализма V - XV веков. Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии, а ее завершение - распадом этого союза. ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИТесная связь со Священным писанием, которое рассматривалось исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории.Монотеизм. Единый, трансцендентный бог был решительно немыслим в рамках античной философии.Креационизм. Бог творит мир и человека из ничего, без посредников, через «слово». Бог и творение - реальности различного онтологического статуса. Подлинным бытием обладает только бог, сотворенный мир существует не благодаря себе, а благодаря другому. Идея творения составляет основу средневековой онтологии. ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИОтношение веры и знанияОсновной тезис - вера выше разумаОсновной философский вопрос – отношениеобщего к единичному Этапы развития средневековой философии ПатристикаСхоластика Промежуточные этапы патристики ПатристикаАпологетика (II - III вв. )Классическая патристика (IV - V вв. )Заключительный период (VI - VIII вв.) ПатристикаПатристика - это совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей II-VIII вв., имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. Латинское слово «патрис» означает «отцы церкви». Соответственно, «патристика» - учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного предания. АпологетикаПромежуточный этап патристики (II - III вв.). В этот период происходит оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическая защита христианства от его многочисленных врагов - прежде всего от римского государства и языческой философии. «Истинная философия, - утверждал Климент Александрийский, - есть христианская религия». Главная проблема - отношение к языческой философии и культуре. Татиан, Теофил, Тертуллиан, Арнобий считали их творением дьявола, а Юстин, Климент Александрийский, Ориген, Лактанций стремились показать совместимость христианства и языческой мудрости. Классическая патристика (IV - V вв.) Формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой христианской мысли. Наиболее острые проблемы - тринитарная (учение о соотношении ипостасей отца, сына и святого духа), христологическая (сочетание в Христе двух природ - божественной и человеческой), антропологическая ( вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в плане его спасения и искупления) и др. Различают западную и восточную патристику. Наиболее яркие фигуры на Западе - Амвросий Медиоланский, Иероним Стриданский, Аврелий Августин; на Востоке - Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст. Византийские богословы более органично связаны с античной культурой, нежели философы латинского Запада. Византийская философия - это драматический напряженный поиск духовных основ новой христианской культуры, определивший дальнейшее развитие не только Византии, но и других стран на целое тысячелетие. Огромную роль в систематизации средневекового мировоззрения сыграли труды Псевдо-Дионисия Ареопагита. Яркие представители западной патристики Амвросий МедиоланскийАврелий Августин Яркие представители восточной патристики Григорий НисскийГригорий БогословВасилий ВеликийИоанн Златоуст Заключительный этап патристики (VI - VIII вв.) Стабилизация догматики, энциклопедическое кодифицирование наук во главе с теологией. Греческие мыслители - Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Григорий Палама; западные - Боэций и Кассиодор. Яркая фигура заключительного этапа патристики Иоанн Дамаскин Достижение патристики Основным теоретическим достижением патристики стало признание того, что Мир - результат творения Бога ; Единственный способ познания –это вера, «Верую, чтобы знать». Истина открывается человеку в минуты прозрений или озарений , чему предшествует душевное потрясение, в результате чего, открывается чистая ясность души. История человечества мыслится ,как поступательное движение к нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит божественная благодать. Смысл истории - нравственный прогресс , который осуществляется неуклонно , несмотря на все повороты истории. Решение проблемы добра и зла связывается со свободой человека. СхоластикаСхоластика – это средневековая философия Западной Европы (V-XI вв.). Название первоначально восходит к словам - «ученый», «школьный». Представители схоластики стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение в противовес отцам церкви, которые в постижении бога опирались преимущественно на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание. Если Тертуллиан на первое место ставил безусловность и абсолютность веры: «Верую, ибо абсурдно», то родоначальник средневековой схоластики Ансельм Кентерберийский видел в вере лишь предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь». Важнейшие проблемы схоластикиРациональное доказательство бытия бога, креационизм, соотношение веры и разума, свобода воли и теодицея, провиденциализм, борьба с пантеизмом и аввероизмом. Одна из основных проблем схоластики - это проблема универсалий, т.е. природы общих имен, или понятий. Обладают ли понятия самостоятельным субстанциальным бытием, или же они только имена для обозначения единичных вещей? НОМИНАЛИСТЫ И РЕАЛИСТЫВ зависимости от ориентации философа на аристотелевское или платоновское наследие, схоласты делились на номиналистов и реалистов. Сторонники реализма вслед за Платоном, утверждали, что подлинной реальностью обладают только общие понятия. Это - Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин и др. Номиналисты же считали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и есть лишь имена для обозначения единичных вещей. Это - Росцелин, Пьер Абеляр и др. ОСНОВОПОЛОЖНИК КОНЦЕПТУАЛИЗМАПьер Абеляр - средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант. Один из основоположников и представителей концептуализма: понятия – имена, фиксируют общие черты отдельных вещей. Католическая церковь неоднократно осуждала Абеляра за еретические воззрения. ЯРКИЕ ФИГУРЫ РЕАЛИЗМААнсельм КентерберийскийАврелий Августин ЯРКАЯ ФИГУРА РЕАЛИЗМАФома Аквинский - итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum», основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении. Альберт Больштедский или ВеликийАльберт Великий (Больштедский) пытался примирить реалистов и номиналистов, утверждая, что, во-первых, универсалии существуют до вещей в уме бога. Во-вторых, они существуют в вещах, как единое во многом. В-третьих, существуют после вещей, как отвлеченные понятия о вещах в человеческом уме. ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫРазвитие теологического рационализма привело к утверждению теории двойственной истины, согласно которой истины разума и веры не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира. Теория двойственной истины получила свое обоснование в учении Уильяма Оккама и послужила теоретической базой разрыва философии и теологии, что знаменовало собой завершение средневековой философии. УИЛЬЯМ ОККАМ И ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫУильям Оккам ВЫВОД На этапе схоластики учение Аристотеля было приспособлено к христианскому вероучению. Впервые мир был представлен как система. Человек признавался высшим материальным творением, по своей природе разумным и духовным. Познание направлено на постижение добра, познавая мир человек обнаруживает, что во всех вещах скрыты религиозные ценности. Философия начинает понимать себя как наука, помышляющая о спасении души человека. Она «служанка богословия» . Средневековая философия В основе философии и культуры средних веков лежит текст и слово. Бог недоступен для познания, но открывает себя человеку. Его откровение явлено в текстах Библии, толкование (экзегетика) которых и есть основной путь богопознания. Отсюда огромная роль истолкования и интерпретации. Благодаря многозначности текстов Священного писания открывалась возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции. Знание о божественном бытии можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию служит вера. Тварный мир частично постижим с помощью разума. Средневековое мышление Особое внимание уделяется проблеме человека. Человек не просто момент космоса, вещь среди вещей, а существо привилегированное, созданное богом по образу и подобию своему. Человек - господин и повелитель всего, что создано для него (природы). В основу средневекового понимания проблемы души и тела легли догматы о боговоплощении - крайне парадоксальном в силу трансцендентности бога и человека, чуждом всем дохристианским религиям, и догмату воскресения во плоти. Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения - теодицею (оправдание бога перед лицом царящего на Земле зла), эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Культура средневековья имеет символический характер, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории. Средневековая философия Средневековая философия - это философия, основанная на традиции, преемственности, консерватизме. Ее пронизывает дуализм божественного и человеческого, небесного и земного, сакрального и греховного. Она выступает как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Основные понятияАверроизм - Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственности истины, согласно которому истина философии и истина религии не противоречат друг другу, религия предписывает человеку, как поступать, а философия постигает абсолютную истину.Апологетика - сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества.Креационизм - учение о «сотворении» мира богом из ничего. Номинализм - учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия только имена.Пантеизм - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению.Патристика - учение отцов церкви, относится к IV - VIII в.в.Провиденциализм - религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными силами - провидением, богом.Рационализм - направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Идейно-теоретическое течение, возвеличивающее человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характеризующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.Реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.Схоластика - «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское учение.Теология - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога.Теодицея - оправдание бога перед лицом царящего на Земле зла. Теоцентризм - направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является бог.Экзегетика - искусство истолкования библейских текстов. Эсхатология - учение о конце света. ВЫВОДСредневековье  - это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция  - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).