Из опыта работы учителя «Системно-деятельностный подход в обучении географии»


Авакян Т.Ю.- учитель географии МКОУ «Лицей №2» г. Михайловск «Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомню,Дай мне действовать самому,И я научусь.»Древнекитайская мудрость Деятельностный подход к обучению ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ форма активного отношения к окружающему миру (изменение и преобразование действительности) Цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. психологические способности человека -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Дать человеку умение действовать Формирование способа действий Принципы:1) Принцип деятельности2) Принцип непрерывностиЗ) Принцип целостности наук4) Принцип минимакса5) Принцип психологической комфортности6) Принцип вариативности7) Принцип творчества Одной из главных задач учителя географии является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.Чтобы знания учащихся стали результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом (Какие факты налицо?, «Что вас удивило? Что интересного заметили?») Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача — задача, решая которую, ребёнок выполняет задания учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.Учебная деятельность — управляемый учебный процесс. Учебное действие — действие по созданию образа.Образ слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие — «Я умею! У меня получится!»Эмоционально-ценностная оценка — «Я считаю, что...» (формирование мировоззрения). «Технология» происходит от греческих слов: “техно” (искусство, мастерство, умение) “логос” (слово, учение, наука). - согласно словарю С.И. Ожегова, технология – это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства - по Б.Т. Лихачеву, педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности школьников;построение последовательной по элементной процедуры достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности школьников;обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам);выполнение указаний учителя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов)организацию самостоятельной работы учащихся, направленную на решение проблемных учебных задач;широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения. технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-организационных,учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;технология личностно ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С);технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника. По уровню применения По ведущему фактору психического развития Биогенные Социогенные Психогенные Идеалистические По ориентации на личностную структуру По характеру содержания и структуре По организационным формам Николай Николаевич Баранский, подчеркивал, что схемы «научат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». 8 классСеверный КавказКлиматПадение реки9 классТЭК10 классМиграция ЗАДАНИЕОцените природные ресурсы каждой зоны Евразии. Это можно сделать с помощью иллюстраций и условных знаков (полезные ископаемые - условными знаками согласно атласа). Природные ресурсы оцените самостоятельно, одним-двумя словами («бедны», «богаты») и т.д. Логический опорный конспект выполните на отдельном листе, соблюдая требования. По выполненному конспекту составь устный рассказ в последовательности: ГП, климат, воды, почвенно-растительный покров, животный мир, природные ресурсы.Пример выполненной работы Нанести на лист контуры материка Африка и выделить климатические пояса, указав их характеристики.Нанести на лист контуры материка Африка и выделить природные зоны, указав типичных представителей флоры и фауны материка.Нанести на лист контуры материка Южной Америки и выделить климатические пояса, указав их характеристики.Нанести на лист контуры материка Южной Америки и выделить природные зоны, указав типичных представителей флоры и фауны материка.Нанести на лист контуры материка Австралии и выделить климатические пояса, указав их характеристики.Нанести на лист контуры материка Австралии и выделить природные зоны, указав типичных представителей флоры и фауны материка. Проект в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Цель– формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Описание учебного проекта и материалов УМП к нему («визитка») Примеры работ учащихся: презентации учеников ( Рекорды Природы)публикация учеников рефератМетодические материалы учителя :(презентация проекта)Организационные документы (лист планирования самостоятельной работы учащихся, ) (источники информации) Разработайте туристический маршрут по России, сделав остановки в самых значимых и красивейших местах. Схему маршрута нанесите на карту. «Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.Только парус мечты вёл по свету мои корабли,Только в стёклах витрин видел я альбатросов и скатов.Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,Я не видел, как звёзды  сползают к фьёрдам всё ниже,Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,И в начале весны голубеют фиалки в Париже.»Р.Рождественский «УГАДАЙКА» узнать из предложенного описания о каком городе идет речь? Основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н.Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учеб­ное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня це­лостности. 8 классГ.П. РоссииРазвитие форм рельефаРаспределение температур9 классЭкономическое районирование10 классРазмещение населения Учебные программы – ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений.Демонстрационные программы – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера разнообразных наглядных пособий (картин, фотографий, видеофрагментов). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты, которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования.Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.Мультимедиа – учебники – компактные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. – электронные карты;– мультимедийные учебники по географии для учащихся 6-11-х классов;– коллекция интерактивных пособий “Готовимся к ЕГЭ;– серия электронных учебных пособий “Электронные уроки и тесты”;– демонстрационный материал по географии – интерактивные наглядные пособия;– материалы серии: Классика энциклопедий (энциклопедия по географии РОССИИ;– Виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки географии” 6-10-й класс;– ЦОР из сети и созданные учащимися и учителем;– тренажеры и программы тестирования;– материалы для дистанционного обучения, – научно-исследовательские работы и проекты;– образовательные ресурсы Интернета, – DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;– видео коллекция “Золотой глобус”; “Великие чудеса природы”; “Планета Земля”. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990.Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. М., 1995.Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. 1998 № 2..