Презентация по философии на тему Средневековая философия: патристика и схоластика


Тема урока:Средневековая философия:патристика и схоластика1 – 14 вв Запишите, не спеша Тему новую в тетради И задумайтесь , друзья ,Мудрость прошлого нужна ли,Современной жизни ради? Тема урока:Средневековая философия:патристика и схоластика1 – 14 вв Цель: познакомиться с представителями философской мысли Средних веков ,проследить влияние христианской религии на философские концепции мыслителей Средневековья ,на представление о мире , на воспитание людей ,на развитие человеческих начал в человеке.В результате изучения этой темы у вас должны формироваться общие компетенции (ОК) : Название ОК Результат , который должен быть получен , после изучения темы ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии… -Видеть объективную картину мира. ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач… -Систематизировать и организовывать информацию в виде таблиц, схем. ОК6 Работать в коллективе и в команде , эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями… -Вести дискуссию, аргументировано излагать свою точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития… -Заниматься самообразованием и повышать свою квалификацию Вопросы темы: 1.Средневековье,как историческая эпоха и возникновение христианской философии.2.Патристика- Августин Блаженный3.Схоластика-Фома Аквинский. Средневековье Одежда Замки Литература Рыцари Инквизиция Средневековая литература Рыцарские турниры Крестовые походы Средневековая инквизиция Средневековая одежда В погоне за стихом, за ускользнувшим словом, Я к замкам уходить люблю средневековым... Мне сердце радует их сумрачная тишь, Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш, Угрюмые зубцы на башнях и воротах, Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах, Проемы ниш, куда безвестная рука Святых и воинов врубила на века... Средневековые замки Готический стиль Романтический стиль Готический стиль Романтический стиль Усадьба Храповицкого. Владимирская губерния. Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков). Периодизация Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XV веков). Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века). Вывод: В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII — не более 15, в XIV — менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч).Также в это время появились выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее Средневековье, стала периодом расцвета искусства — особенно изобразительного — после длительного застоя. Теология(греч. theologнa, от theуs — бог и lуgos — слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Аврелий Августин Пьер Абеляр Фома Аквинский Роджер Бэкон и др. Периоды средневековой философии Патристика :-апологетика-зрелая патристика схоластика Патрис (лат. слово) – отцы церкви.Патристика – учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного писания. Аврелий Августин -Августин (Аврелий) — один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте. -Мать – христианка-Отец – язычникРаботал учителем красноречияЗанялся деятельностью проповедникаобучался риторикеизвестные сочинения «Исповедь», «О граде Божьем», «Об учители», «Монологи». Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. -Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. -Мир один и несколько миров быть не может. - Бог сотворил мир Зло — не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше — хороша» Добро и Зло. «Без зла мы не знали бы, что такое добро.» Аврелий Августин «О Граде Божьем» был написан в 413—427 годах, через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения. В то же время он считал, что светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть какой-то порядок, поэтому в соответствии с принципом «Богу — богово, кесарю — кесарево» люди должны подчиняться законному правителю. Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога. «Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда. По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. Учение Августина о предопределении положило начало важному направлению христианского богословия Познание Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и помню, что я понимаю, желаю и помню; а ещё желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил. внутреннее чувство — чувственное восприятие. ощущение — знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными. разум — мистическое прикосновение к высшей истине — просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование. Вывод: Основным теоретическим достижением Патристики стало признание того, что Мир-результат творения Бога ; Единственный способ познания –это вера, «Верую, чтобы знать»; Истина открывается человеку в минуты прозрений или озарений , чему предшествует душевное потрясение, в результате чего, открывается чистая ясность души; История человечества мыслится ,как поступательное движение нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит божественная благодать. Смысл истории - нравственный прогресс , который осуществляется неуклонно , несмотря на все повороты истории. Решение проблемы добра и зла связывается со свободой человека. Схоластика – рациональный путь познания Бога. - знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемые опытом. Фома Аквинский - родился в 1225 г.-философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев.- Начальное образование получил в монастырской школе, учился в неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне. Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился. Вступил в орден доминиканцев в 1244 г. В 1252 г. вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 г. Практически всю остальную часть жизни провел в Италии, за исключением 1268—1272 гг., в течение которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 г На защите диссертации переспорил 14 философов Бог – первопричина всего сущего. Доказательство через движение означает что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог. Доказательство от степеней бытия — четвертое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом Мир – система. неживое живое человек БОГ О человеке и его душе Человек — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий — он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы — разум. Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.Душа человека бессмертна. в душе расставшейся с телом, сохраняются две потенции тела неотъемлемы от него, причем связь тут взаимная.«Поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения».Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире. Познание. Познание — есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Объекты человеком воспринимаются не целиком, а частично. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета является его познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа. «Познавать всё и сразу» Вывод: На этапе схоластики учение Аристотеля было приспособлено к христианскому вероучению. Впервые мир был представлен как система. Человек признавался высшим материальным творением , по своей природе разумным и духовным.Познание направлено на постижение добра, познавая мир человек обнаруживает ,что во всех вещах скрыты религиозные ценности. Философия начинает понимать себя как наука , помышляющая о спасении души человека. Она «служанка богословия» . ВЫВОД: Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты) Проверочная работа Часть А.1.Теология –это… 3. Какое известное сочинениеа) учение о природе написал Аврелий Августин?б)учение о церкви а) «Об ученике»в)учение о Боге б) «О Граде Божьем» г)учение о Бытие в) «Книга пути и добродеятеля» г) «Путешествие из Петербурга в Москву»2.На сколько периодов 4.Что входит в познание по мнениюделится средневековая Аврелия Августина?Философия? а)внутреннее чувство, ощущение, разума)1 б)любовь и ненавистьб)2 в) добро и злов)3г)5 5.Сколько человек переспорил Фома Аквинский на защите диссертации? а) 8 б)20 в)15 г)14 Часть В.Соотнесите философов с историческими типами философии*Средневековые философы*Немецкие философы *Философы античности *И.Кант*Парменид*Пифагор*П.Абеляр*Гегель*Фома Аквинский Ответы: Часть А: 1-В; 2-Б;3-Б;4-В;5-ГЧасть В: Средневековые философы : П.Абеляр, Ф.АквинскийНемецкие философы : Гегель, И.КантФилософы античности : Парменид, Пифагор Часть С.Составить синквейн на темы:ФилософияСредневековая философияБогЧеловек Синквейн(как составить)1.Тема сиквейна – объект (одно слово)2. Два прилагательных или причастия, характеризующих объект3.Три глагола или деепричастия , описывающие характерные действия объекта4.Фраза из четырех слов, выражающая личное отношение к объекту5.Одно слово, характеризующее суть объекта Домашнее задание : Составить схему «Средневековье»; Усвоить основные понятия и выводы по теме;Подготовиться к практической работе по теме ;В.Д. Губин тема 1.1. глава 2 стр.31-36.