Презенетация по музыке на тему Мелодия — душа музыки (6 класс)


«Мелодия – душа музыки»                                                                                         П.И.Чайковский Стихия музыки – могучая стихия,Она чем непонятней, тем сильней.Глаза мои, бездонные, сухие,Слезами наполняются при ней.Она и не видна, и невесома,И мы ее в крови своей несем.Мелодия всемирная истома,Как соль в воде, растворена во всем…                            Е. Винокуров Ш.Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»Как это понимать? Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии. Слушание и анализ музыкальных произведений.Ф.Шуберт. «Серенада»Вопросы:Для какого исполнителя создана эта проникновенная лирическая мелодия  Какие чувства вы в ней угадываете?  Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия? Пропойте вместе со мной мелодию Серенады В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада» Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер…«Серно» - так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады, как и ноктюрны, на открытом воздухе небольшими оркестрами.Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная прохлада)] – первоначально музыкальное произведение, исполнимое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви ( песня в честь возлюбленной).Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это за музыка.  Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи  Тонкость и изящество, чудесное пение, игра на скрипке В.А.Моцарт. Реквием. «Lacrimosa» Умирающий композитор Вольфганг Амадей последние месяцы своей жизни посвятил созданию одного из самых скорбных во всем мировом  искусстве сочинений – Реквием, «Lacrimosa» - «Слезный день» -это последняя мелодия, которую он смог написать. Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне напряженно. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и не смог продолжать. На следующий день его не стало. Реквием состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя, спасении души и картины Страшного Суда: Интонация мелодии «Lacrimosa» основана: на интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств.  Своеобразие мелодия отличается возвышенной лирическаой скорбью, овеянной дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного) П.И.Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик».У Чайковского, как подлинно русского музыканта, нет неодухотворенных пейзажей, как и нет танцевальных мелодий, лишенных живого и яркого чувства. Одна из таких мелодий Па-де-де из 2-годействия балета «Щелкунчик». Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей точки. Такой тип начала получил название «вершина-источник»: он подобно водопаду, зарождается на высоте, и затем уж мелодия движется только вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента. Слушая мелодиюПа-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой человеческой речи! Наверное, в этом ее свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны мельчайшие оттенки – и вопрос, и восклицание, и даже многоточие. Вслушайтесь в интонационное развитие этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нем  присутствует все многообразие эмоционального высказывания. Но есть в ней и то, о чем великий романтик Г.Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка» Итог:  В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?  Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, веселая  Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа музыки»?  Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с которыми вы познакомились на уроке