Интегральная образовательная технология как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии


Интегральная образовательная технология как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии.БОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»Разработала: преподаватель химииСерёгина Елена Васильевна Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. (В.Ф. Одоевский) Проблемы в обучении и интеграцияСнижение интереса учащихся к отдельным учебным предметамВызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников, «разночтение», многозначность в терминологии, разобщённость в этапах формирования обобщённых способов деятельностиСуществующая система авторитарного воспитания и обучения ↔ потребность в творческом развитии личностиПотребность учителя в новых технологиях ↔ те разработки, которые давала педагогическая наукаПотребность во введении новых учебных предметов (особенно предметов эстетического цикла) ↔ ограниченные рамки учебного плана и времени обучения детей. Современное общество стимулирует развитие в человеке эгоистических потребностей (социальных, биологических). А эти качества мало способствуют развитию духовной личности. Расхождение (поляризация) научного и духовного знания ↔ объективность их интеграцииВ традиционном педагогическом представлении интеграции это диалектическое единство интеграции и дифференциации отсутствуетПринципиальный недостаток существующего представления об интеграции - оно совершенно методологически не проработано. Цели интегрированного обучения 1.Преодолеть/сгладить некоторые противоречия процесса обучения2.Повысить и развить интерес учащихся к предметам интеграции3.Создать в процессе обучения оптимальные условия для формирования и развития гуманитарного научного мышления учащихся и способов их поведения в соответствии с ценностными установками→ видеть значение рассматриваемых проблем→ развитие в комплексе элементов гуманитарного научного, критического стиля мышления → возможность в комплексе использовать элементы познания Ведущие принципы интегративной организации образования: Принцип единства интеграции и дифференциации (Я. Коменский, В.Н. Зверева) Антропоцентрический характер интеграции (Джон Дьюи) Культуросообразность интеграции образования (Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, В.С. Библер, В.П. Зинченко, Е.В. Бондаревская) Он включает:вводное повторение;первичное изучение нового материала (основной объём; на этом этапе рассматриваются ключевые понятия темы);формирование навыка решения типовых задач (тренинг-минимум);вторичное формирование знаний (дополнительный объём; более широкое рассмотрение ключевых понятий темы);развивающее дифференцированное закрепление (для этого сконструирована специальная форма урока - семинар-практикум) с непрерывным мониторингом успешности;обобщающее повторение;тематический контроль;индивидуальная коррекция результатов обучения.Минимальная единица учебного процесса в данной технологии — блок уроков. вводное повторение (обобщение знаний о металлах и неметаллах, типах химических реакций);изучение нового материала — основной объём (классификация неорганических веществ, кислотно-основные взаимодействия);тренинг-минимум (классификация неорганических веществ, кислотно-основные свойства);изучение нового материала — основной объём (химические свойства воды);тренинг-минимум (химические свойства воды, оснований, кислот и оксидов);изучение нового материала — дополнительный объём (кислоты и основания в природе и быту, применение кислот и оснований; общие свойства солей);развивающее дифференцированное закрепление (возможно, потребуется не один урок);обобщающее повторение;контрольное занятие (практическая работа «Решение экспериментальных задач»);контрольное занятие (письменная контрольная работа);коррекция знаний, умений и навыков.Моделирование темы «Основные классы неорганических соединений». Кластер — схема, которую выстраивают учащиеся на основе ассоциативной взаимосвязи различных, уже сформированных у них понятий. К составление схемы отводят ограниченное время, например 5 мин. Значение интегральной образовательной технологии в обучении химии Интегральная технология является технологией четвертого поколения, сочетает личностно- деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяет обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания. Уроки определяются в основном характером учебного материала и меньше зависят от других параметров в отличие от уроков переменной части, которые полностью зависят от течения процесса и высоко чувствительны к информации обратной связи. Все приемы педагогической техники также направлены на обеспечение психологической комфортности учеников, что позволяет увеличить предметно-содержательную нагрузку их труда.Интегральная технология обеспечивает каждому ученику право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может. ЛИТЕРАТУРАГузеев В. В. Поколения образовательных технологий: интегральные технологии //Химия в школе. — 2003. — № 10. — С. 16-24.Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С. 158-159.Гузеев В. В., Поликарпова Н. П. Опыт применения интегральной технологии обучения. — М.: Знание, 1994. — С. 8-9.Лазыкина и др.; Кудрявцева М.М., Кудрявцева Ю.А. Интегральная технология. Из опыта работы // Химия в школе. — 2003. — № 10. — С. 24-34.Боровских Т. А. Экспресс-тесты по химии. Повторение и закрепление изученного материала: 8 класс. — М.: ACT: Астрель, 2008.