Презентация опыта работы на тему: Исследовательская работа как условие активизации познавательной активности обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности».


МБОУ Савоськинская средняя общеобразовательная школа № 5Презентация опыта работы учителя истории и обществознания Ткаченко Елены Анатольевны ТЕМА:«Исследовательская работа как условие активизации познавательной активности обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности». Цель: создание определённой системы работы для формирования исследовательских умений и навыков обучающихся посредством организации преемственной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время. Задачи:Способствовать расширению и углублению знаний обучающихся по истории;обучить их навыкам научно-исследовательской деятельности, умению находить и анализировать информацию из различных источников;формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать свою гражданскую позицию;готовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по истории. Актуальность выбора проблемы Современный период развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Нынешнее общество нуждается в образованных, активных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, представляющей себе свои возможности для реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству. Упор делается на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, активно сотрудничать, быть открытыми для новых взаимодействий. Способность к самостоятельному познанию развивается в исследовательской деятельности, поэтому тема исследовательской работы с обучающимися всегда была и будет актуальной.       Формы работы Элементы исследования в рамках учебных занятий.Конференции, олимпиады.Краеведческая работа. Уровни исследовательской деятельности обучающихся  Учебный уровень Учебно-исследовательский уровень Научно-исследовательский уровень.  Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения по истории в 5-9 классах («Один день из жизни первобытного мальчика», «Как я был средневековым рыцарем», «Степан Разин – народный герой или разбойник?», «Как я участвовал в Отечественной войне 1812г.», «Что мне запомнилось из истории России XIXвв., «Мое отношение к гражданской войне» и т.д.В старших классах на уроках использую форму семинара, где идет обсуждение разных точек зрения, проблемных вопросов, которые позволяют учащимся проявить их исследовательские умения и навыки. Такие уроки формируют самостоятельность мышления, творческий подход и инициативность обучающихся.Большие возможности для этого вида учебной деятельности дает подготовка к ЕГЭ, где при выполнении заданий развиваются умения проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии, писать историческое сочинение.  Участие в  дистанционных олимпиадах «Наше наследие», «Летописец» Олимпиады в рамках проекта «Новый урок» Роль краеведения в формировании исследовательских навыков обучающихся Материал к урокам: «Внешняя политика СССР 60-80-е годы», «Россия сегодня», «Общественно-политическая и культурная жизнь в СССР». Материал к теме: «Духовная жизнь в СССР. Развитие науки и образования» Материал к урокам по изучению вопросов социально-экономического развития нашей страны Материал к урокам «Наш край в XX веке». Материал к уроку «Наш край годы Великой Отечественной войны» Участие в научно-практических конференциях Пополнение экспозиций школьного музея Ветеран Великой Отечественной войны Поперешняк Петр тихонович. Акция «Продолжим списки героев» Акция «Бессмертный полк» Выводы: усвоение алгоритма исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся;значительно расширяется их кругозор в предметных областях; они получают навыки универсальных способов учебной деятельности, что дает возможность саморазвития; формируется социальный опыт обучающихся в труде и общении. Результативность опыта  В эффективности данной технологии я убедилась на практике. Об этом свидетельствуют успешное участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, значительное пополнение экспозиций школьного музея. Поэтому исследовательскую работу с обучающимися я планирую продолжить и в дальнейшем.