Презентация Гигиенические требования к оснащению и организации образовательного процесса


Гигиенические требования к оснащению и организации образовательного процесса Шаюсупова В.А., старший преподаватель кафедры технологий охраны и укрепления здоровья Можно выделить следующие гигиенические требования к инфраструктуре ОУ: Экологические факторыТребования к школьной мебелиОсвещенностьВоздушно-тепловой режимГигиенические требования к использованию видеоэкранных средств обучения Экологические факторы включают требования, касающиеся места размещения школы, окружающей ее территории, зеленых насаждений и т.д., регламентированы СанПиНами. Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам "Столы ученические " и "Стульяученические» №1- оранжевый (1м. – 1м. 15 см.) №2- фиолетовый (1м. 15см. – 1м. 30 см.) №3- желтый (1м. 30 см. – 1м. 50 см.)№4- красный (1м. 50 см. – 1м. 60 см.)№5- зеленый (1м. 60 см. – 1м. 75 см.) №6- голубой ( свыше1м. 75 см.). Обновлённые гигиенические требования Основным видом ученической мебели в начальной школе должна быть школьная парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7-15є Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки). Обновлённые гигиенические требования В классной комнате, оборудованной партами, в конце каждого из 3-х рядов устанавливают по 2 конторки. Высота переднего края конторки для учащихся ростовой группы 1150-1300 мм составляет 750 мм, 1301-1450 мм – 850 мм и 1451-1600 мм - 950 мм. Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7-10 мин в соответствии с ежедневным графиком чередования учащихся за конторками. РАЗНЫЕ ВИДЫ КОНТОРОК(для обучения в позе стоя) Гигиенические требования к весу портфеля Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – 2, 2 кг, для учащихся 3-4-х классов – 3, 2 кг.У школьников начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее положенного.Шестиклассники таскают учебников и пособий на 6,4 кг – в два раза больше нормы. Гигиенические требования к объему домашнего задания В 2- 3х классах – до 1, 5 ч.В 4-5х классах – до 2 ч.В 6 – 8х классах – до 2,5 ч.В 9-11х классах – до 3,5 ч. Классы Непрерывная длительность (мин.), не более просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения просмотр телепередач просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения работа с изображе-нием на индивиду-альном мониторе компьюте-ра и кла-виатурой прослу-шиваниеаудио- записи прослу-шиваниеаудио- записи в науш-никах 1 - 2 10 15 15 15 20 10 3 - 4 15 20 20 15 20 15 5 - 7 20 25 25 20 25 20 8 - 11 25 30 30 25 25 25 Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ (видеодисплейный терминал) или ПЭВМ не должна превышать: - для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут;- для учащихся II-V классов - 15 минут;- для учащихся VI-VII классов - 20 минут;- для учащихся VIII-IX классов - 25 минут;- для учащихся X-XI классов на первом часу учебных занятий- 30 минут, на втором - 20 минут. Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 6-дневной неделе, не более при 5-дневной неделе, не более 1 - 21 2 - 4 26 23 5 32 29 6 33 30 7 35 32 8 - 9 36 33 10 - 11 37 34 Оздоровительная инфраструктура ОУ Медицинский кабинетЗубоврачебный кабинетСпортивный залШкольный стадионКабинет психологаБассейнФитобарИнгаляторийЗимний сад Гигиенические требования воздушно-тепловому режиму Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C ; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C, душевых - 25 °C. Гигиенические требования к продолжительности перемен Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут Правильная организация урока подразумевает: Учет сложности предметов и преобладания динамического или статического компонента во время занятий.Учет динамики работоспособности учащихся в течение урока, дня, недели. Шкала трудности предметов для младших классов (по И.Г. Сивкову) Учебный предмет Количество баллов Математика, русский язык (длянациональных школ) 11 Иностранный язык 10 Русский (национальный) язык, литература 7 Естествознание (окружающий мир), география 6 Физкультура 5 Труд 4 Рисование 2 Пение 1 Шкала трудности предметов для младших классов (по В.И. Агаркову) Учебный предмет Количество баллов Математика 8 Русский (национальный) язык, литература 7 Природоведение 6 Русская (национальная) литература 5 История 5 Рисование и музыка 4 Труд 2 Физкультура 1 Работоспособность в течении учебной недели 1-5 класс Работоспособность в течении учебного дня 1-5 класс Работоспособность в течении урока Часть урока Время Нагрузка Деятельность Врабатывание 3-5 минут Относительно невелика Повторение,Разбор Д/З, постановка проблемы Максимальная работоспособность 15-20 минут Максимальная Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом Предутомление 10-15 минут Минимальная Физминутки, релаксационная пауза, Беседа, чтение Конечный прорыв 5 минут Средняя Закрепление основных моментов нового материала Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Письмо: упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей рук.Чтение: гимнастика для глаз.Слушание и говорение: гимнастика для слуха.Для любого урока подходит дыхательная гимнастика, дыхательные упражнения повышают возбудимость коры больших полушарий мозга и активизируют мыслительную деятельность детей на уроке Расслабление мышц плечевого пояса Стряхиваем воду с пальцев Исходное положение - руки согнуты в локтях ладонями вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз.Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц. Физкультминутки. На растягивание отделов позвоночника. Наклоны вперед, назад, в сторону.Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому. Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо. Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой. Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получил?БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья? Цветотерапия. Игра – цветные сны. В положении сидя после напряженной работы учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце). Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин. Желтый – стимулирует умственную деятельность; зеленый – умиротворяет, успокаивает; голубой – снижает кровяное давление, успокаивает; синий – располагает к серьезности, строгости в поведении; фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям; черный в небольшой дозе – сосредоточивает внимание. Бумажные тренажеры для глаз (методика В.Ф. Базарного). Разного рода траектории по которым дети «бегают» глазами рекомендовано размещать по периметру класса. На листе ватмана изображаются цветные фигуры, толщина линий 1 см. Плакат, показывающий траекторию движения глаз, может быть укреплен над доской. Каждая траектория отличается цветом: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по восьмерке. Благодаря тренажерам у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развивается зрительно – моторная реакция и различительно – цветовая функция. Рекомендуются цвета: красный, голубой, желтый, зеленый. Схема зрительно-двигательных траекторий Выполнить каждое упражнение 10-15 раз по порядку номеров Гимнастика для слуха, которая также благотворно воздействует и на органы зрения Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми. Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха. Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз). Дыхательные упражнения "Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. "Дышим носом” Исходное положение – стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. "Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. Требования к организации внеурочной деятельности Если деятельность детей во второй половине дня организована не в форме классно-урочных занятий, а в форме различных творческих кружков, театральных студий, спортивных секций, познавательных экскурсий, с учетом взаимного проникновения процессов обучения, воспитания, развития, оздоровления, тогда, образуется единое образовательное пространство, в котором все процессы взаимно связаны и дополняют друг друга. Организация внеурочной деятельности подразумевает обязательную организацию питания обучающихся. Требования к организации внеурочной деятельности Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 - 3 классов и 1,5 - для обучающихся 4 - 8 классов. Мониторинг медицинский показатели соматического здоровья школьников психологический психическоеблагополучие, эмоциональноесостояние ребенка, удовлетворенность образовательным процессом. образовательныйрациональная организация учебного процесса, применение здоровьесберегающих технологий, исследование утомляемости учащихся мониторинг поведенческих рисков,представляющих опасность для здоровья младших школьников