Организация обучения географии в основной школе на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания


Организация обучения географии в основной школе на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания
“Передается мысль, выведенная изопыта, но не самый опыт” К.Д. Ушинский {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ Название темы1Изображения земной поверхности. 2Масштаб. 3Условные знаки. 4Способы изображения неровностей земной поверхности5Стороны горизонта. Ориентирование. 6План местности. 7Съёмка местности.8Географически е карты9Параллели и меридианы.10Географически е координаты.11Географические информационные системы.12Обобщающий урок по теме: Изображения земной поверхности и их использование

Изображения земной поверхности и их использования {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ Название темы1-2Изображения земной поверхности и их использование3-4Семинар по теме: «Изображения земной поверхности и их использование»5-10Практикум по теме: «Изображения земной поверхности и их использование»11Обобщающий урок12Контрольная работа «Изображения земной поверхности и их использование»
Масштаб – это величина, которая показывает во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении этой территории на плане или карте. Виды записи масштаба  ЧисленныйМ 1:5000 Показывает, что в одном сантиметре на листе бумаги содержится 5000 см на местности. Значит при составлении плана действительные расстояния между географическими объектами уменьшены в 5000 раз.Пользоваться таким масштабом не очень удобно, поэтому сантиметры переводят в метры.    Именованный В 1 см карты – 5000 см Показывает, что в одном сантиметре на листе бумаги содержится 5000 см на. Значит при составлении плана действительные расстояния между географическими объектами уменьшены в 5000 раз. Пользоваться таким масштабом не очень удобно, поэтому сантиметры переводят в метры.  ЛинейныйПоказан в виде вспомогательной мерной линейки, наносимой на картах для удобства измерения расстояний. Линейный масштаб обычно не заменяет численный и именной, а приводится наряду с ними. Первый сантиметр слева делится на равные мелкие участки. Позволяет измерять расстояния на плане при помощи циркуля измерителя или полоски бумаги.  Ключевая задача Запишите численный масштаб именованным. 1 : 1 500; 1 : 10 000; 1 : 250 000; 1 : 35 000000Алгоритм решения задачи:1. Чтобы перевести численный масштаб в именованный – убери две последние цифры, получатся метры. Например: 1:1000, в 1см карты – 10 м местности2. Чтобы перевести масштаб в км– убери пять цифр. Например: 1: 250 000, в 1 см карты – 2,5 км.
ВидыХарактеристикаПримерыТочечныеВнемасштабные; отдельные объектыЗаводы, мосты, месторождения ПИЛинейныеМасштабные; линейные объектыГраницы, реки, дорогиПлощадныеМасштабные; показывают реальные размерыГосударства, моря, озёра,Условные знаки.Условные знаки – это символы, обозначающие на карте или плане различные объекты.Виды условных знаков Перечень всех используемых на карте условных знаков и их объяснения содержит легенда к карте. Из чтения легенды можно составить представление о карте не глядя на нее. Ключевая задача.Замените условными знаками слова в приведенном рассказе.Они шли по-прежнему молча, прячась в тени деревьев. Наконец, вышли к просеке. Если бы не Жердяй, Миша никогда не догадался бы, что это просека, настолько густо заросла она молодым кустарником. Они прошли еще версту. Лес перешел в редколесье. Чувствовались гнилые запахи болота. Перед ними была глубокая яма, на некотором отдалении виднелась другая, потом третья... (по А. Рыбакову. «Бронзовая птица».)Алгоритм решения задачи: Пользуясь пояснительными условными знаками, можно решать самые разнообразные задачи. Линейные в масштабе передают только длину и форму объекта, ширина часто преувеличена, поэтому измерить ее нельзя. Площадные используются для изображения географических объектов, имеющих некоторую площадь, такие знаки позволяют определить действительную величину объекта, состоят из контура (лес, болото, сад, пески) и его заполнения (цветом, условным знаком, штриховкой).Пояснительные условные знаки (стрелки, показывающие направление течения реки; подписи, буквенные и цифровые обозначения) позволяют получить более подробную информацию (например рядом с знаком дерева стоят цифры, которые позволяют определить среднюю высоту деревьев, диаметр ствола, густоту леса, породный состав). Рельеф.Рельеф - это совокупность всех неровностей Земной поверхности. Характеристики рельефа:1. Абсолютная высота — высота любой точки земной поверхности над уровнем океана. 2. Относительная высота — это превышение одной точки земной поверхности над другой. Алгоритм решения задачи:Горизонтали - линии на карте, вдоль которых все точки земной поверхности имеют одинаковую абсолютную высоту. Сечение рельефа – разность двух высот соседних горизонталей. По горизонталям можно определить абсолютную высоту любой точки, а также относительную высоту – превышение одной точки над другой. Бергштрихи – небольшие черточки, проведенные перпендикулярно горизонталям, указывающие, в какую сторону идет понижение рельефа. Запомни! Чем ближе расположены горизонтали (по отношению друг к другу), тем больше крутизна склона, и наоборот.Ключевая задача. Определите абсолютную и относительную высоты холма. Ориентирование на местности.Ориентирование- это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и окружающих объектов. Ключевая задача.Нарисуйте азимуты: а) 70° б) 135° в) 210° г) 305° е) 95° ж) 160° з) 195° Алгоритм решения задачи: Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки. На стекло компаса положи гранёный карандаш по направлению от центра к предмету. По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет. Возьми гранёный карандаш или линейку и определи азимут на предметы в классе: на окно, на дверь. Классификация карт. Географические координатыГеографические координаты- определяют положение точки на земной поверхности Ключевая задача. По карте определите географические координаты: горных вершин: Народная, Эльбрус; городов: Норильск, Анадырь. Алгоритм решения задачи. «Как определить географические координаты» ШАГ 1. Сначала определяется широта. Найдите на какой широте находится город Санкт - Петербург 60° с.ш. ШАГ 2. Определяем географическую долготу. Найдите географическую долготу города Санкт - Петербург 30°в.д. Географические координаты г.Санкт- Петербург 60° с.ш., 30°в.д. Задачи для совместной деятельности Переведите численный масштаб карты в именованный: 1) 1 : 200 000 2) 1 : 10 000 000 3) 1 : 25 000 В) в 1 см — 2 км; С) в 1 см — 100 км. Найдите по физической карте полушарий какой город загадан. 56° с.ш., 38° в.д. Какая форма рельефа изображена на рисунке? Каким сторонам горизонта соответствует азимуты 135°, 0°, 270°, 45°, 225°, 315°. Задания для самостоятельной деятельности1. Переведите численные масштабы 1:500, 1:15 000 и 1:1500 000 в линейные и именованные.2. Рассчитайте, во сколько раз расстояния на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабе:В 1 сантиметре – 50 метров – В 1 сантиметре – 900 метров –В 1 сантиметре 10 километров – 3. На плане расстояние между двумя деревнями составляет 5,2 см. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб плана 1: 100 000?4. Замените условными знаками слова в приведенном рассказе.Свой привал мы устроили на поляне. Рядом находился березовый лес. Гуляя по лесу, мы измерили его высоту – около 15м и расстояние между деревьями – примерно 3м. Днем мы купались в озере с берегами, заросшими камышом. Северный берег водоема был заболочен. После обеда мы пошли по проселочной дороге к железнодорожной станции. Путь наш лежал через металлический мост. Дорожный знак у моста показывал, что его грузоподъемность – 15т. Пройдя по мосту, мы измерили его длину – 7м. Наконец, мы вышли к насыпи одноколейной железной дороги. Уже стемнело, когда мы подошли к железнодорожной станции.5. Есть ли на земном шаре города с такими координатами? (да или нет. Если есть, название города)А) 0° ш. и 0° д.Б) 180° ш. и 180° д.В) 0° ш. и 180° д.Г) 105°с.ш. и 10° з.д. 6. Укажите направление на север и составьте схематический рисунок и определите направление и азимут при движении из дома в школу и из школы – домой:А) дом на ССЗ от шк.: из дома – ЮЮВ, домой - ССЗБ) дом на ВЮВ от шк.: из дома – ЗСЗ, домой – ВЮВ7. Определите географические координаты объектов по карте полушарийа) г. Мак-Кинли (Северная Америка) б) г. Косцюшко (Австралия)в) влк. Килиманджаро (Африка)г) г . Аконкагуа (Южная Америка)д) г. Джомолунгма (Евразия)8. Вычислите реальную площадь поля, если на карте его длина составляет 7 сантиметров, ширина 5 сантиметров, а масштаб карты 1 : 10 000.9. Вычислите расстояние между городами Москвой и Минском, используя масштаб карты. Крупный или мелкий тот масштаб?10. Числовые масштабы 1: 80 000 000, 1: 25 000,1: 3 500 000 изобразите в виде линейных.11. Изобразите топографическими знаками реку с деревянным мостом, текущую с запада на восток, а также станцию и железную дорогу, которая имеет направление с юго-востока на северо-запад. Железная дорога пересекает реку к востока от моста. 12. Нарисуйте холм высотой 57 м, если высота сечения 10 м, северный склон обрывистый, южный – пологий. 13. Нарисуйте впадину с пологим северо-западным склоном, высота – 65 м, сечение – 5 м. 14. Определите масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 20 см. Пример итоговой контрольной работы. 1. Расстояние от дома до школы 350 метров. Изобразите его в виде линии в масштабе:А) в 1 см 100 м;Б) в 1 см 50 м В) 1 : 10 000Г) 1 : 35 000.2. Определите расстояние в градусах и километрах по карте полушарий а) от г. Санкт-Петербург до г. Магадан вдоль параллели б) от г. Диксон (север) до государственной границы вдоль меридиана 3. Узнайте объект по карте полушарий а) 50° ю.ш. 70° в.д. б) 17° ю.ш. 48° з.д4. Начертите холм, абсолютная высота которого 23м, относительная 18м, северный склон пологий, южный крутой, сечение горизонтали 5м.5. Определите направления:а) от Каспийского моря до о. Новая Земляб) от о. Мадагаскар до мыса Игольный в) от Берингова моря до Мексиканского залива