Системно-деятельностный подход в обучении математики, Семенова Л.И., МБОУ Федоровская СОШ № 5


Семенова Лилия Ивановна,учитель математикиМБОУ «Федоровская СОШ №5»07 ноября 2014 г. « Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» Б. Шоу Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения «Нужно, чтобы дети учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал» К.Д.Ушинский Дидактические принципы: деятельностинепрерывностицелостностиминимаксакомфортностивариативноститворчества «Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно-деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий» Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты обучения Сформированные:личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) компетентность, общепользовательская ИКТ-компетентность учащихся Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности Учебная ситуация должна создать условия, провоцирующие детское действие Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:обнаруживают предмет своего действия,исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,частично – запоминают. Условия, провоцирующие детское действие Эти условия могут задаваться и описываться в том числе с помощью описания: последовательности выполняемых действий,особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса. Технологическая карта урока Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы Необходимость карты, фиксирующей реализацию системно-деятельностного подхода новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных; понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий. Понятие УУД Умение учиться в общении со сверстниками =Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности:Познавательные и учебные мотивы;Учебная цель;Учебная задача;Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка) Универсальные учебные действия (УУД) Обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Умение учиться и развиваться переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе Технологическая карта урока (разработки иных авторов) Ход урокаЭтап урока Деятельность учителя Деятельностьучащихся Виды формируемых УУД Анализ Актуализациязнаний,необходимых для изучения поэзии Задаёт вопрос:Как мы отличим стихотворение от текста, написанного прозой? - Отвечают на поставленный учителем вопрос - принимать и сохранять учебную цель и задачу Все ли действия , осуществляемые детьми перечислены?Формируется ли названное УУД посредством учебного задания, предложенного учителем?- К какому виду УУД оно относится?- Все ли УУД, формируемые этим заданием перечислены? Выявленные недостатки Неочевидно, все ли виды осуществляемых детьми действий перечислены. Неочевидно, формируется ли названное УУД посредством учебного задания, предложенного учителем. - Неочевидно, к какому виду названное УУД относится.- Неочевидно, все ли УУД, формируемые этим заданием перечислены. Задача Создать технологическую карту, лишённую этих недостатков Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Ход урокаЭтап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Вариативная часть Инвариантная часть Вариативная часть Базовые образовательные технологии, реализующие требования ФГОС дифференциация требованийк уровню освоенияявное выделениебазового и повышенных уровней Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.Вариативная часть карты. Модуль 1, фиксирующий уровень предлагаемых учебных заданий. Ход урокаЭтап урокаЗадание, выполняемое на данном этапе урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задание базового уровня Задание повышенного уровня Базовые образовательные технологии, реализующие требования ФГОС Формирование УУД Технологическая карта урока вариативные компонентыРазработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Модуль 2 Ход урокаЭтап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Осуществляемые действия ФормируемыеСпособы деятельности Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Модуль 3 Ход урокаЭтап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Коммуникативная Осуществляемые действия ФормируемыеСпособы деятельности Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Модуль 4 Ход урокаЭтап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Регулятивная Осуществляемые действия Формируемыеспособы деятельности Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Модуль 5 Ход урокаЭтап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Личностная Осуществля-емые действия ФормируемыеСпособы деятельности Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.3-х модульная вариативная часть карты Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.4-х модульная вариативная часть карты Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Личностная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.5-ти модульная инвариантная часть карты Ход урока Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Личностная Задание базового уровня Задание повышенного уровня Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУДПредмет____________________________________________________________Класс_______________________________________________________________Автор УМК__________________________________________________________Тема урока___________________________________________________________Тип урока____________________________________________________________ Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Задание базового уровня Задание повышенного уровня Осуществ-ляемые действия Формируе-мые способы деятельно-сти Осуществ-ляемые действия Формируе-мые способы деятельно-сти Осуществ-ляемые действия Формируе-мые способы деятельно-сти Достоинства структуры предлагаемой нами технологической карты урока Чётко фиксирует: не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды формируемых у учащихся способов деятельности Достоинства структуры предлагаемой нами технологической карты урока Фиксирование видов формируемых у учащихся способов деятельности позволяет сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным (видимым, очевидным) Ноу-хау структуры технологической карты урока Чётко фиксирует: виды формируемых у учащихся способов деятельности в чётком соответствии с предложенной учителем учебно-познавательной или учебно-практической задачей Ноу-хау структуры технологической карты урока Позволяет зафиксировать уровень сложности предлагаемой учителем учебно-познавательной или учебно-практической задачи(то есть дифференцировать процесс обучения) Ноу-хау структуры технологической карты урока Поскольку планируемые образовательные результаты представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, постольку в структуре технологической карты урока отпадает необходимость выделения в карте отдельной графы (компонента матрицы), посвященной целевому назначению проектируемого урока Ноу-хау структуры технологической карты урока Представляет собой конструктор, число проектируемых элементов которого (модулей) можно увеличить или уменьшить Спасибо за внимание!