Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста


Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста Выполнила:Горбатенко Ж.М. воспитатель МБДОУ «ЦРР д/с «Аленка»г. Абаза2016 год «Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выгодский. Пояснительная записка Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии внимания, памяти и особенно – речи. Именно эти составляющие имеют особое значение при переходе к школьному обучению. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития интегративных качеств ребенка, заложить «прочный фундамент» знаний и умений и навыков, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка.На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Актуальность использования наглядного моделирования при формировании высших психических функций у детей дошкольного возраста состоит в том, что:во-первых, высшие психические функции формируются в процессе обучения и взаимодействия со взрослыми, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования;во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА:САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА:АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ И СОПОСТАВЛЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:НАБЛЮДАТЬ, ВИДЕТЬ, СЛУШАТЬ, ДУМАТЬ, ВЛАДЕТЬ СИМВОЛАМИ Новизна Дошкольники начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане, что свидетельствует об определенном уровне развития высших психических функций.Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию. Цель применения наглядного моделирования:изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка. Основные задачи: способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми;сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели. Принципы: принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание работы по внедрению метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенному к разумному «минимуму»); решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования;принцип динамичности (от самого простого до сложного) Модель построения педагогического процесса Направления работы с родителями с педагогами родительские собрания;практикумы;- консультации;-литературные гостиные;-открытые занятия с участием родителей;- выпуск публикаций - консультации;- семинары-практикумы;- мастер-класс;- открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности с детьми с детьми Совместнаядеятельность Самостоятельнаядеятельность - непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию дошкольников (образовательные области «Коммуникация»; «Познание», «Чтение художественной литературы» в интеграции с образовательными областями «Социализация», «Художественное творчество»);- словесно-дидактические игры;- речевые игры;- игровые упражнения со схемами и моделями;чтение (восприятие) художественной литературы; составление совместно с детьми схем, мнемотаблиц и т.д. Игры детей с моделями и наглядными схемами, пиктограммамисоставление детьми схем, мнемотаблиц и т.д. Виды детской деятельности КоммуникативнаяИгроваяЧтение (восприятие) художественной литературыПознавательно-исследовательскаяПродуктивная ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШИЙ ВОЗРАСТЗ-4 ГОДА использование в речи простых и сложных предложений; договаривание стихов; пересказ текстов с помощью воспитателя СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ4-5 ЛЕТ пересказ литературных произведений; сочинение рассказов по игрушкам, картинам; составление загадок. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ5-6 ЛЕТ проявление интереса к самостоятельному сочинению; создание разнообразных видов творческих рассказов ВИДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРЕДМЕТНОЕ ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКОЕ геометрические фигуры символические изображения предметов предметные картинки силуэтныеизображения планы и условные изображения Контрастная рамка ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ Предметное моделирование - символические изображения предметов (силуэты, контуры, условные обозначения).Задание: придумать историю, опираясь на модель.Рассказ можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей. Использование наглядного моделированияв работе с дошкольникамиРассказ по сюжетной картинке В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин. Игра «Оживи картинку» с детьми старшей группы МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ Использование наглядного моделированияв работе с дошкольникамиЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОГОВОРОК, ПОСЛОВИЦ СолнышкоЧтоб скорей раскрылись почки У берез и тополей,Чтобы клейкие листочкиПоявились поскорей,Чтоб сочней была трава,Ярче неба синева,Светит солнышко вокруг –Наш горячий добрый друг Творческое рассказываниепо силуэтным изображениям Придумывание ситуации, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ Предметно-схематическое Упражнения по распознаванию в абстрактных фигурах персонажей уже знакомых произведенийИгра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры» Задание: какие сказки могут обозначать эти фигуры? (»Три поросенка», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят») Использование геометрических фигур, своей формой и цветом напоминающие замещающий предмет (зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышка и т.д.) Использование геометрических фигур без учета внешних признаков объекта, ориентируясь на качественную характеристику объекта (злой - добрый - ; добрые персонажи – светлые тона, злые персонажи – темные тона) Использование наглядного моделированияв работе с дошкольникамиПересказПересказ – самый простой из видов связанного высказывания, предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составлять рассказ. В качестве плана выступает наглядная модель. Сказка «Репка» Сказка «Кот, петух и лиса» Кот, петух в избушкеКот ушел на охоту Лиса пришла к избушкеЛиса уносит петушка, а кот догоняет мнемотаблица (схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба» МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ(овощей, фруктов, ягод)Элементами модели становятся символы – заместители качественных характеристик объекта: принадлежность; величина; форма; цвет; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (польза); за что нравится? (не нравится) МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ(игрушек) Образовательная деятельность с дошкольниками для развития связной речи с использованием метода моделирования (при работе со сказкой)В работе с детьми 2 младшей группы следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то читает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками.В средней группе для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко».Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными.С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия:- рассказывание сказки «Как утенок заблудился»;- пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»;- придумывание сказки «День рождения зайцы»;- составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес» Ожидаемые результаты У детей сформированы связная речь, социальные навыки и привычки, необходимые для взаимодействия с окружающими людьми;Имеются навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;развиты умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;развиты умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.