Урок-фрейм в 8 классе «Вводные слова, вводные конструкции и предложения»


Урок-фрейм ( в переводе с английского - рама) в 8 классе. (Тема фрейма – камень, книга В.Солоухина «Камешки на ладони») Презентацию к уроку подготовили, учителя русского языка и литературы КГУ СОШ №16 г.Караганды Кузоватова Татьяна Николаевна и Куркина Ирина Николаевна Цели и задачи урока: Систематизирование и обобщение знаний о вводных и вставных конструкциях; углубление понятия об изучаемом языковом явлении.Формирование умения использовать вводные и вставные конструкции в речи письменной и устнойФормирование функциональной грамотности при чтении литературных произведений Эпиграфы урока: Я очень сожалел бы, если бы мои произведения только развлекали моих слушателей: я всегда стремился сделать их лучше. В. Солоухин Безусловно, дороже всех богатств тебе дана бесценная жемчужина одна - это разум. Не сравняться с ним рубинам и алмазам дорогим. А. Навои Словарная работа Алмаз ( гр. Адамас) переводится как непобедимый, несокрушимый. Возраст алмазов от 990млн. лет до 4,2 млд. лет . Формируется на глубине 200 км. под землей под огромным давлением. Каждый атом углерода связан с четырьмя другими атомами в форме тетраэдра. Бриллиант – это алмаз, ограненный особым способом, чтобы подчеркнуть блеск камня. Оценивается «4С»: карат, цвет, огранка и чистота. Карат соответствует 1/5 грамма. Рекомендации: выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение; найти вводное слово; определить, к какой группе по значению относится вводное слово; объяснить знаки препинания при вводных словах. Проверь себя. Карточка №1 1.Пожалуй, ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как художественное произведение. 2. Хорошая книга ,без сомнения , делает человека добрее, благороднее, красивее. Проверь себя. Карточка №2. 1. К сожалению, есть люди, которых даже хорошая книга никак и ничем не увлекает и не волнует. 2. Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства – одним словом, все, чем живет человек, нашло отражение в художественном произведении. Проверь себя. Карточка №3. 1. Искусство формирует, во-первых, характер человека, во-вторых, пробуждает любовь к прекрасному, в-третьих, воспитывает готовность бороться за торжество добра и правды. 2. По мнению В.Солоухина, для писателя необходима боль познания чужих бед. пунктуационный разбор Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет? а) Настроение, которое выражает и создает книга, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным. б) Может быть, я никогда не стал бы писателем , если бы с детства не полюбил книгу. Устный Трудности при выделении вводных слов: Помогает найти вводное слово особая интонация. На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено. Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов. Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Для проверки попробовать исключить из предложения вводное слово. ОК /опорная карточка/ №1 Союз «а» (реже «но») не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д. Для проверки нужно изъять из предложения вводное слово: если при этом структура предложения не нарушится, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой, в противном случае – нет. Если слова например, в частности, главным образом, допустим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем оборотом, т. е. после них запятая не ставится.Пример: Некоторые вещества в алмазе, например углерод, делают его очень прочным. ОК /опорная карточка/ №2 Анализ схем. [, ВП,]. [- ВК-]. [ (ВК)] Какую информацию они нам дают?Что в них общего и чем отличаются?В каких случаях вводные предложения выделяются с помощью запятой, тире, скобок? «Черный ящик»Вы должны догадаться, что в нем находится. Вот несколько подсказок. Это карточки с предложениями. Озвучить вы их сможете, если добавите вводное предложение или вводную конструкцию. Но сначала вспомните, чем отличаются вводное предложение от вводного слова и вводной конструкции? Схемы ВП,ВК даны. 1. [, ВП,]. 1 подсказка: Я уверен, при помощи этого предмета можнопутешествовать во времени и пространстве.2. [ (ВК) ]. 2 подсказка : Одни люди заполняют этим предметом жизнь, другие - стеллажи.3. [ -ВК- ].3 подсказка: Я знаю, этот предмет является самым благовидным подарком.Что в «чёрном ящике»? Верно: ее величество - Книга.(Книга В. Солоухина « Камешки на ладонях») В.А. Солоухин «Камешки на ладони» Творческое задание Книга В. Солоухина «Камешки на ладони» - это размышления о природе, человеке, жизни, настоящих ценностях, которые не могут сравниться с бриллиантами. Напишите свой «камешек» о любви, дружбе, долге и чести, правах и обязанностях, опираясь на свой (пусть небольшой!) жизненный опыт. Предложения должны быть с вводными словами, предложениями, вводными конструкциями по теме урока.(Звучит музыка «Космические мотивы», учащиеся пишут «камешки») Вопросы для анализа текста. Докажите , что это текст.Определить тему текста ,основную мысль стиль текста, тип текста, доказав свое мнение.Найдите вводные конструкции в тексте. К какой смысловой группе относятся вводные слова, употребленные автором? Расставьте знаки препинания. Трое путешественников шли по пустыне. Солнце клонилось к западу, становилось холоднее. Они остановились и стали , конечно, готовиться к ночлегу: Разгрузили верблюдов( даже они очень устали), расставили шатёр, достали из дорожных сумок еду и приготовились поужинать, но неожиданно их внимание привлекло странное свечение на горизонте. Путники застыли, так как поняли, что соприкоснулись с чем-то божественным. И прозвучал Голос:-Ступайте в пустыню и наберите как можно больше мелких камешков. Не ленитесь! Магия прозвучавшего голоса была так сильна, что они, во-первых, собрали немного камешков, во-вторых , небрежно побросали их в сумки. Легли спать. Наутро они увидели( о чудо!) : их камни превратились в алмазы! Они расстроились, что так мало набрали камней. И постепенно им открылся смысл произошедшего с ними чуда. Что они поняли? «О гальке и алмазах» (притча) (Чтение с остановками) Задание: читая вслух, поработаем над интонацией. Назовите вводные слова, вводные предложения, вводные конструкции, объясните знаки препинания. И чем больше они размышляли над тем, что поняли в эту ночь, над тем, что внешний вид вещей порой скрывает глубокий смысл, тем больше в них росло чувство удивления и восхищения.Слово учителя: Дорогие ребята, я обращаюсь к каждому из вас.А задумывался ли ты над тем, какими «алмазами» сейчас обладаешь и какие «камешки» тебе до этого пришлось собирать?А от скольких «камешков», подаренных судьбой, ты когда-то отказался ( пренебрег ими, побоялся, поленился…)?Мы сами создаём мир, который нас окружает.Мы получаем именно то, что заслуживаем. Кого винить, кого благодарить, кроме самих себя! Продолжение притчи: Когда страсти улеглись, они стали размышлять над тем, что с ними произошло. Чему хотел научить их Всевышний? И им открылся смысл чуда: галька, которая прошлой ночью казалась такой бесполезной, сегодня стала драгоценной. Они стали понимать, что многие вещи в жизни, которые вначале кажутся незначительными, на самом деле могут обладать ценностью, о которой человек до поры до времени не подозревает. Продолжение работы над пунктуацией. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, объясните их , определите значение вводных слов. Лучшие картины природы, по мнению В Солоухина, имеют черты человеческой деятельности: мостик, тропинку, храм, собор, мечеть. - Вдумайтесь в смысл предложения. Согласны ли вы с писателем? Я подарю Вам свой любимый «камешек» В. Солоухина. У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту!Крив, сложен, извилист путь к вершине.Но терять высоту нельзя!Каждый новый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим. Я желаю Вам , ребята, никогда не терять свою высоту! Примеры ДАЙМОНДА 1 даймонд по книге В Солоухина « Камешки на ладонях»2 даймонд к эпиграфу по данному уроку-фрейму Первый даймонд Второй даймонд1.Свидание. 1.Алмаз 2. Долгожданное, радостное. 2.Дорогой, драгоценный3. Зовет, учит, поглощает. 3. Привлекает, поглощает, тянет.4. Радость жизни дарит книга. 4. Разум дороже всех богатств.5.Огорчает, пугает и разочаровывает. 5. Помогает, строит, созидает.6. Грустное, печальное 6. Бесценный, жизненный.7. Расставание. 7. Разум. Примеры ДАЙМОНДА 1 даймонд по книге В Солоухина « Камешки на ладонях»2 даймонд к эпиграфу по данному уроку-фрейму 1. Для всех: познакомиться с книгой В Солоухина, понравившийся «камешек» записать в тетрадь, графически объяснив знаки препинания. 2. Для желающих: написать сочинение-миниатюру “Книга в моей жизни” с использованием вводных слов, вводных конструкций и предложений.3. Для продвинутых и желающих творчески мыслить предлагаю составить ДАЙМОНД по теме урока-фрейма. (Он состоит из 7 строк: 1 и 7 – имена существительные, выражающие противоположные понятия; 2и 6 – по два прилагательных, раскрывающих признаки существительных; 3и5 – по три глагола или деепричастия; 4 – состоит из 4-х слов: первые два характеризуют существительное 1 –ой строки, вторые два характеризуют существительное 7 –ой строки.) Домашнее задание: Спасибо за урок!