«Учет возрастных особенностей при формировании универсальных учебных действий у младших школьников»


МКОУ Бутурлиновская СОШ №4«Учет возрастных особенностей при формировании универсальных учебных действий у младших школьников» Педагог-психолог: Нагина Е.А. Критерии сформированности внутренней позиции школьника:  положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания; проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе; предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний отметкам дошкольным способам поощрения (сладости, подарки). Уровни сформированности внутренней позиции школьника: отрицательное отношение к школе и поступлению в школу; положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьной учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни; возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными; сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Условия, создаваемые учителем в развитии учебных и познавательных мотивовсоздание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе; формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений; организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества. Развитие рефлексивной самооценки обучающихся: сравнение ребенком своих достижений; сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки; предоставление ребенку возможности осуществлять большое количество равно достойных выборов, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия, и создание условий для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недавнем прошлом. Психолого-педагогические условия, способствующие адекватному пониманию учащимися начальной школы причин неуспеха, являются: обеспечение успешности в учебе за счет организации ориентировки ученика в учебном содержании и усвоения системы научных понятий; положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий учеников через адекватную систему оценивания учителем; отказ от негативных оценок. Адекватная система оценивания включает адекватное описание степени достижения учащимся учебной цели, допущенные ошибки, их причины, способы преодоления ошибок и исключает прямые оценки личности самого ученика; стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении; Психолого-педагогические условия, способствующие адекватному пониманию учащимися начальной школы причин неуспеха, являются: ориентация учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий, и перенос акцента на чувство ответственности самого учащегося; формирование адекватных реакций учеников на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей; развитие проблемно ориентированного способа совладания с трудными ситуациями; ориентация учителей на необходимость учета индивидуально-психологических особенностей учащихся и зону ближайшего развития. Показатели сформированности регулятивных УУДумение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;умение сохранять заданную цель;умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;умение контролировать свою деятельность по результату;умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Критерии оценки сформированности регулятивных УУДпринятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);мера разделенности действия (совместное или разделенное);темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности. Коммуникативные действия коммуникация как взаимодействие (преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях), коммуникация как сотрудничество (ориентация на партнера по деятельности) коммуникация как условием интериоризации (речевое отображение) Особенности групповой работы младших школьниковнельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Учитель должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д. Учителю необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Спасибо за внимание!