Презентация по Самопознанию Новые подходы к гуманизации образовательного процесса


Подготовила учитель начальных классов школы-гимназии №17 города АктобеКорчагина Татьяна ВасильевнаНовые подходы к гуманизации современного образовательного процесса ПЛАНФилософские основы гуманной педагогики.Потребность гуманизации образования.Три постулата духовно-гуманистической педагогики.Духовный гуманизм в педагогике Ш.А. Амонашвили. Три стиля в педагогике. Требования к современному педагогу. «Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми» (Философский энциклопедический словарь) Главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей. Ибо нет ничего важнее образования.СОКРАТ (469 – 399гг. до н. э.) Воспитание обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. ПЛАТОН (427-347 гг. до н. э.) Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. И. Г. ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827)Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. КОНФУЦИЙ (551-479 гг. до н. э.) Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их. Л.Н. ТОЛСТОЙ (1828-1910)Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее. В. А. СУХОМЛИНСКИЙ (1918-1970) ПОТРЕБНОСТЬ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯВажно усилить воспитательный компонент процесса обучения: патриотизм, нормы морали и нравственности, физическое и духовное развитие. Эти ценности должны развиваться во всех учебных заведениях. Нашей молодёжи это жизненно необходимо.Н. А. НАЗАРБАЕВ. Три постулата духовно-гуманистической педагогики.1. Вера в возможности ребенка и уважение его как личности.2. Раскрытие его природных способностей.3. Направление его на служение добру и справедливости. Школа — это лестница восхождения души и духовности растущего человека. Учитель — это душа, носитель Света. Образование — это процесс раскрытия в человеке образа Творца. Гуманный — это человек, ищущий в себе связь с Высшим. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ Правильное (адекватное) восприятие ( 5 органов чувств) эмоции сознание под-сознаниесверх-сознание Гуманно-личностная педагогика Ш.А. Амонашвили. Принципы работы с детьми: *любить ребенка; *очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие; *проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие. «Манифест гуманной педагогики»Ш. А. Амонашвили Призываем вас к сотрудничеству в оздоровлении и обновлении образовательного мира, чтобы каждый Ребенок– воспитывался Человеком Благородным и Великодушным,– развивался духовно и нравственно,– овладевал знаниями, расширяющими его сознание и влекущими к творчеству и созиданию блага,– учился выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю,– любил Родину, ценил и бережно относился к многовековой культуре своего народа и человечества. Три стиля педагогического общениядемократический (или стиль дружеского расположения) – педагог стремится, чтобы каждый учащийся был самостоятельным и отвечал за свои действия перед коллективом, а не только перед ним. Его установка на отношения с учащимися - максимум доверия и уважения к ним, но не принуждение;авторитарный (общение-дистанция) - во взаимоотношениях с учащимися способы воздействия основаны на подчинении. Педагог стремится к единоличному управлению классом и устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требованийлиберальный - педагог весьма терпимо относится ко всем перипетиям жизни класса, не вмешивается в дела учащихся без крайней необходимости, не проявляет особой инициативы в организации тех или иных дел. По существу - это стремление завоевать ложный, дешевый авторитет у учащихся, что противоречит требованиям педагогической этики. Требования к современному педагогу. Ш. А. Амонашвили:«Надо реформировать не школу, а духовный мир учителя». «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах.» В.А. Сухомлинский : «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».  В. Ключевский:Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.    Литература.Амонашвили Ш.А. Манифест гуманной педагогики. М.:Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2009.Амонашвили Ш. А. Школа жизни. - М., 2000. - с. 46.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике, 1996г.Сухомлинский В.А. О воспитании – 3 – е изд._М.: Политиздат, 1979.Корчак Я. Антология гуманной педагогики. - М., 1997. с. 39—40Лекции тренера Токбасовой А. С.