Презентация Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста


Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаСтарший воспитатель ДОУ№ 7 «Теремок» управления образования администрации города Шахтерска Усова М.В. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д.С. Лихачев ВведениеВ современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма. Задачивоспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о ДНР, ее столице; знакомство детей с символами республики: гербом, флагом, гимном; развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям. Принципы построения работы“позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); Непрерывность и преемственность педагогического процесса; Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; Деятельносный подход; Развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо: Создание благоприятных материально-технических и социальных условий; Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей; Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека; Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.Патриотическое воспитаниеЗдравствуй, это Я!Моя семьяМой садТрадицииМоя странаМой город Тематические блоки работы с дошкольниками по воспитанию чувства патриотизма Блок «Здравствуй, это Я !»Формирование у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других.Показать разнообразие имен.помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлениям излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью); Организованная деятельностьСредняя группа: Хороводные игры: “Ты скорее, Таня, спрячь …”, “Узнай по голосу” Досуг “Именины” “Праздник имени” Старшая группа: “Наши имена”Проект “Мое имя”Подготовительная группа:         Дидактические упражнения: “Я и вселенная”, “Составь собственный герб”                “Альбом «Это я !»«Кем я буду». Блок «Моя семья»Прививать детям чувство гордости за свою семью;воспитывать любовь к родному дому;учить внимательнее относиться к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага. Организованная деятельностьСредняя группа: Знакомство с составом семьи.Оформление семейного альбома Дидактическое упражнение “Построй семью” Создание уголка уединения с семейными фотографиями Празднование Дня рождения детского сада Старшая группа: Проекты: “Моя семья”, “Семейные традиции: досуг, коллекции” Фотоальбом “Один день в нашей семье” Обмен информацией между родителями Подготовительная группа: Альбом “Дружная семья” Проекты: “Герб”, “Семейные традиции” Посещение городских выставок, музеев Блок «Мой сад»Формировать желание посещать дошкольное учреждение, встречаться с друзьями;воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада;прививать бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь;учить запоминать дорогу к детскому саду, его адрес;знакомить дошкольников с посещениями детского сада, воспитывать желание поддерживать порядок в своей группе, на своей площадке. Организованная деятельностьСредняя группаФотоальбом «Я и мои друзьяНаши дни рождения!Старшая группаВыставка детских работ «Мой любимый детский сад»Альбом «Маршрут от дома до детского сада»Подготовительная группаАльбом с рассказами «Мой самый лучший друг»День рождение детского сада. Блок «Мой город»познакомить детей с историей возникновения г.Шахтерска.воспитывать у дошкольников уважение к людям различных профессий, работающих в городе;дать представление о транспорте города, его природе;прививать интерес к историко-культурному наследию своего народа;формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города. Организованная деятельностьСредняя группаУголок «Мой город»Д/и «Собери картинку»«Выложи силуэт»Старшая группаУголок «Мой Шахтерск»«Лабиринты»Д/и «Найди чья тень»Подготовительная группаУголок «Я живу в Шахтерске»Альбом «Мой любимый Шахтерск»Макет микрорайонаАльбомы для рассматривания во всех возрастных группах Блок «Моя республика»Познакомить с государственной символикой ДНР.Дать знания о республике, в которой мы живём (города, национальности, богатства нашей республики, народное творчество) Познакомить с картой, глобусом.Познакомить с праздниками . Организованная деятельностьСредняя группаАльбом для рассматриванияСтаршая группаАльбом «Города Республики»Подготовительная группаАльбом «Широка страна моя родная» Выставка рисунков «Моя Родина - Донбасс» Блок «Мои традиции»Развивать у детей художественный вкус, творческие способности;воспитывать чувство гордости и восхищения к своей малой Родине с помощью традиций русского народа и через музейную педагогику;прививать интерес к культурным ценностям своего и других народов. Организованная деятельностьПраздник «Масленица»Праздник «Пасха»Альбомы народно-прикладного искусства Выставки детских работ.Мастер класс по изготовлению куколЗнакомство с устным народным творчеством Формы работы с детьми и их родителями:Экскурсии;Прогулки;Совместная образовательная деятельностьПраздники и развлечения;Вечера встреч;Туристические походы.Родительские собранияЗаседания круглых столовПосиделкиСубботникиКонсультацииНаглядная агитацияАнкетированиеВыставкиФотовыставкиВикториныСоздание альбомов Памятка для родителейОбращайте внимание ребенка на красоту родного города Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Расширяйте собственный кругозор Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.  Вывод: Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Донбасс становилась могущественнее и краше, чтобы граждане ДНР независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков. Это - уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.