Презентация по русскому языку на тему Строение словосочетания


Урок русского языка в 5 классе По теме: «Словосочетание» 900igr.net Разделы русского языка Синтаксис СловосочетаниеПредложениеТекст Пунктуация Знаки завершения(.!?...)Знаки разделения(,-;:)Знаки выделения(-() «») Знать: понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте.Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи. «Язык неистощим в соединении слов» А.С.Пушкин Осень, старый, дуб, сбрасывать, свой, жёлтые, листья, и, жёлуди, с, шум. - Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл? Осенью старый дуб сбрасывал с шумом свои жёлтые листья и жёлуди. - Что помогло вам построить предложение? - Выделите словосочетания. Старый дуб хСбрасывал осенью хЖёлтые листья х Сбрасывал с шумом хСбрасывал листья и жёлуди Вывод :слова в словосочетании связаны по смыслу. Какие слова не выписали?Почему? Дуб сбрасывалЛистья и жёлудиС шумом жёлтые листья. -Измените главное слово. О листьях(Предложный падеж) - Что стало с зависимым? жёлт/ых/ (оно тоже изменилось) Вывод 2: слова в словосочетании связаны грамматически. Смысловая Грамматическая(вопрос) окончание предлог и окончание Способы связи слов в словосочетании -Найдите на картинке и запишите примеры своих словосочетаний.-Обозначьте способы связи слов в словосочетаниях. Слова каких частей речи могут составлять словосочетание?Все ли слова в словосочетании сочетаются? Задание: выбери нужноеГлубокая (весна, осень, ночь, день)Умное ( небо, животное)Добрые (жёлуди, люди)Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье) - Прочитаем стихотворение Э.Мошковской. Сняли с неба облакаИ повесили сушить.Да, да, даНа проводаИх повесили сушить.Утром высохла вода. И остались провода.Облака куда-то дели…Мы во все глаза глядели. И никто еще не видывалСушеных облаков.Это я сейчас их выдумалСпециально для стихов. Прочитайте стихотворение А.А. Фета.О чем пишет поэт?О каком времени года?Какое словосочетание вас удивило? Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в тени, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.Эпитет - образное определение предмета.Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов. Задание: Найди эпитет и метафору. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. А.С.Пушкин Унылая пора, очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса.Люблю я пышное природы увяданье… А.С.Пушкин «Язык неистощим в соединении слов» А.С.Пушкин Проверь себя! По горизонтали:4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам.5. Сочетание слов.6;7. Способы грамматической связи. По вертикали:Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания.2;3. Части словосочетания. Спасибо за работу!