Презентация Применение метода проектов при обучении информатике в основной общеобразовательной школе


* Применение метода проектов при обучении информатике в основной общеобразовательной школе Татьяна Владимировна Коробкина,учитель математики и информатики, МБОУ «Гимназия № 131» * * Классификация проектов по различным признакам 1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная) и пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий); 2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. 3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов). 4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). 5. Количество участников проекта. 6. Продолжительность проекта. * Этапы работы над проектом 1. Поисковый    определение тематического поля и темы проекта,   поиск и анализ проблемы,   постановка цели проекта. * Этапы работы над проектом 2. Аналитический   анализ имеющейся информации,   сбор и изучение информации,   поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности,   составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ,   анализ ресурсов. * Этапы работы над проектом 3. Практический   выполнение запланированных технологических операций,   текущий контроль качества,   внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию. * Этапы работы над проектом 4. Презентационный   подготовка презентационных материалов,   презентация проекта,   изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация). * Этапы работы над проектом 5. Контрольный-   анализ результатов выполнения проекта,-   оценка качества выполнения проекта. * Действия учителя и ученика на аналитическом этапе Учитель Ученик Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.Организует процесс анализа альтернативных решений.Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели.Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию.Осуществляет выбор.Осуществляет процесс планирования.Оценивает ресурсы.Определяет свое место (роль) в проекте.Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. * Действия учителя и ученика на практическом этапе Учитель Ученик Наблюдает.Контролирует соблюдение правил техники безопасности.Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.Отвечает на вопросы учащихся. Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.При необходимости консультируется с учителем (экспертом). * Действия учителя и ученика на презентационном этапе Учитель Ученик Организует презентацию.Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.Выступает в качестве эксперта. Выбирает (предлагает) форму презентации.Готовит и проводит презентацию.При необходимости консультируется с учителем (экспертом).Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания (при презентации других групп \ учащихся). * Практическое обоснование применения проектного метода обучения в преподавании базового курса «Информатика и ИКТ» Объекты эксперимента две экспериментальные (1 группа 8 А класса и 1 группа 8 Б класса) две контрольные группы – (2 группа 8 А класса и 2 группа 8 Б класса) Диагностические средства: методика диагностики коммуникативных компетенций Б.А.Федоришина, методика оценки коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) (тест «Умею ли я общаться?»)методика оценки информационных компетенций (тест «Умею ли я?»)методика диагностики структуры учебной мотивации; внесены необходимые коррективы в тесты-опросники (тест «Зачем я учусь?»)Наряду с описанными выше методиками были определены успеваемость по предмету «Информатика и ИКТ» качество знаний учащихся по предмету «Информатика и ИКТ» * Практическое обоснование применения проектного метода обучения в преподавании базового курса «Информатика и ИКТ» Во входном тестировании приняли участие 56 школьников 14-15 лет, в том числе: в экспериментальных группах 27 учащихся в контрольных группах 29 восьмиклассников.В итоговом тестирование приняли участие 54 школьника 14-15 лет, в том числе в экспериментальных группах 25 учащихся в контрольных группах 29 учащихся восьмых классов. * Практическое обоснование применения проектного метода обучения в преподавании базового курса «Информатика и ИКТ» Сравнительный анализ результатов входных и итоговых диагностических работ: динамика сформированности коммуникативных компетенций в экспериментальных группах составила: 8 А 1гр. – 0,0585, 8 Б 1гр. – 0,0317; в контрольных группах: 8 А 2 гр. – 0,0116, 8 Б 2 гр. – 0,0108. Предложенная методика показывает лучший результат. При этом применение метода проектов особенно эффективно в классе с углубленным изучением математики. * Практическое обоснование применения проектного метода обучения в преподавании базового курса «Информатика и ИКТ» Сравнительный анализ результатов входных и итоговых диагностических работ: динамика сформированности информационных компетенций в экспериментальных группах составила: 8 А 1гр. – 2,6494, 8 Б 1гр. – 2,3714; в контрольных группах: 8 А 2 гр. – 1,0769, 8 Б 2 гр. – 1,0714. Предложенная методика показывает лучший результат. При этом применение метода проектов более эффективно в классе с углубленным изучением математики * Практическое обоснование применения проектного метода обучения в преподавании базового курса «Информатика и ИКТ» Сравнительный анализ результатов входных и итоговых диагностических работ:динамика сформированности и структуры мотивации к изучению предмета «Информатика и ИКТ» в экспериментальных группах составила: 8 А 1гр. – 0,6044, 8 Б 1гр. –0,8667; в контрольных группах: 8 А 2 гр. – 0,1538, 8 Б 2 гр. – 0,1428. Предложенная методика показывает лучший результат. При этом применение метода проектов более эффективно в классе с углубленным изучением математики * Практическое обоснование применения проектного метода обучения в преподавании базового курса «Информатика и ИКТ» Сравнительный анализ результатов в экспериментальных и контрольных группах: положительная динамика качества знаний учащихся по предмету «Информатика и ИКТ» в экспериментальных группах составило: 8 А 1гр. – 14%, 8 Б 1гр. – 19%; в контрольных группах: 8 А 2 гр. – 8%, 8 Б 2 гр. – 0%. Предложенная методика показывает лучший результат. При этом применение метода проектов более эффективно в классе с углубленным изучением математики * Практическое обоснование применения проектного метода обучения в преподавании базового курса «Информатика и ИКТ» Результаты исследования могут рассматриваться как показатель эффективности применяемой методики обучения. Спасибо за внимание *