Презентация Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы


Использование метода проектов как одного из условий личностно – ориентированного обучения русскому языку и литературе Учитель русского языка и литературы МКОУ «Киреевская СОШ №1» Сергеева Наталья Сергеевна Цель мастер-класса: Создать условия для проявления и совершенствования профессиональных компетенций при использовании технологии проектного обучения в образовательном процессе. Задачи: 1. Обобщить опыт работы по данной проблеме.2. Показать возможности использования проектного обучения на уроках русского языка и литературы на различных этапах обучения.3. Продемонстрировать последовательность действий, методов и приёмов, форм педагогической деятельности.4. Показать особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе проектной деятельности.5. Провести рефлексию профессионального мастерства и участников мастер-класса по данной проблеме. Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться. Технология проектной деятельности Метод учебного проекта(интеграция) Проблемный подход Поисковый подход Исследовательский подход Групповые методы Презентационный подход Рефлексивный подход Цели проектного обучения: Развивать у школьников исследовательские умения.Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи.Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала.Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения. Компетентностный подход к проектированию УУД умение выявлять понимать планировать конструктивно обсуждать оценивать конструировать самостоятельно искать Функции учителя (рефлексивно-деятельностное обучение). Создание условий для включения обучающихся в самостоятель-ную творческую деятельность Стимулирова-ние ситуации успеха для каждого ребёнка Рефлексия деятельности, процесса самоизмене-ния Личностные .Парные (между парами участников).Групповые (между группами участников). Краткосрочные.Средней продолжительности.Долгосрочные. Виды проектов (по доминирующей деятельности) Практико-ориентированные (словарики, таблицы, газеты и т.д.) Творческие (инсценировки, сочинения, сказки, сценарии) Игровые (игры) Исследовательские (научно-исследовательские работы) Особенности исследовательского проекта Аргументация актуальности темы Определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования Выдвижение гипотезы исследования Обозначение методов исследования Проведение эксперимента Обсуждение и оформление результатов Формулирование выводов Обозначение проблем на дальнейшую перспективу исследования. Исследовательский проект «Великий лексикограф земли русской В. И. Даль» ПРОЕКТ «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК» Тема проекта: «Этот удивительный, удивительный знак»Типология проекта: информационно-исследовательскийКатегория учащихся: учащиеся 9 классаПредметная область: русский язык, литература Учебная тема: «Знаки препинания»Основополагающие вопросы:Быть или не быть восклицательному знаку в русском языке?Какова роль восклицательного знака в языке?Отличительные особенности восклицательных предложений. Аннотация проекта: Если вы хотите подняться на ступеньку в изучении истории языка и желаете открыть для себя увлекательный мир родной речи, смело отправляйтесь с нами в интересное путешествие по страницам науки «Лингвистика» и приступайте к изучению данного проекта.Дидактические цели проекта: - формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; - совершенствование навыков исследовательской деятельности; - формирование навыков работы в команде; - приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.Методические задачи проекта: - закрепить знания о восклицательных предложениях; - формировать умения правильного прочтения восклицательных предложений; - научить правильно употреблять восклицательный знак с другими знаками препинания. Проблемы самостоятельных исследований: - Какова история возникновения восклицательного знака - Имеет ли восклицательный знак право на самостоятельность - Что произойдёт с человеком, если он перестанет пользоваться восклицательным знаком.Презентация исследовательской деятельности учащихся 9 класса Этапы работы: - формирование тем исследования; - формирование групп для проведения исследования; - работа в группах; - подготовка презентаций; - защита полученных результатов и выводов (проекта) - коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки. ПРОЕКТ "Музей наречий" Первый этап-подготовительный. Второй этап-технологический.Третий этап-практическая реализация проекта.Четвёртый этап - внесение необходимых изменений.Пятый этап - заключительный. ПЕРВЫЙ ЗАЛ «Первые наречия и их потомки»ВТОРОЙ ЗАЛ «Вымершие наречия»ТРЕТИЙ ЗАЛ «Древние наречия»ЧЕТВЁРТЫЙ ЗАЛ «Странные наречия»ПЯТЫЙ ЗАЛ «Наречия-однолюбы»СПЕЦЗАЛШЕСТОЙ ЗАЛ «Современные наречия»СЕДЬМОЙ ЗАЛ «Кривые зеркала» Проекты с видеопрезентациями: Семейное воспитание в произведениях писателей XIX века;Букет благоуханный (Цветы в русской поэзии);Образ дома в русской литературе;Поэзия серебряного века;Современный литературный процесс и др. Темы проектов Лингвистические сказки;Моё открытие словаря синонимов;Речь и этикет;Грамматика в иллюстрациях;Экологический заповедник «Культура речи». Особенности игрового проекта: проблемы, цели проекта;ведущий вид деятельности – ролевая игра;участники выполняют определённые роли (литературные персонажи, выдуманные герои), обусловленные содержанием проекта;результат остаётся открытым до самого окончания;соотнесение полученных результатов с поставленной целью;рефлексия. Особенности практико-ориентированного проекта Ориентация на результат – продукт, удовлетворяющий конкретную потребность.Организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий.Презентация результатов и способов внедрения в практику.Внешняя оценка проекта. На подготовительном этапе методом «мозгового штурма» ученики совместно обсуждают, какой может быть структура учебника по русскому языку, какие материалы могут быть использованы, какая существует справочная литература. В результате обсуждения создаётся запись, например, следующего содержания:Краткое определение лингвистического явления «своими словами». Вопросы учителю и одноклассникам.Иллюстрированный материал из произведений художественной литературы.Диктант (или упражнение) на изучаемое явление.Творческая работа на изучаемое явление.Работа над ошибками.Кроссворды, игры, шутки на лингвистические темы. На втором этапе – технологическом – каждый из учеников подбирает цветовую гамму для своего учебника, выбирает форму предъявления (рукописная или набранная на компьютере), привлекает необходимый справочный и дидактический материал. Практический этап может продолжаться несколько лет. Если учебник создаётся с 5-го по 9-й класс, то 5 лет (длительный проект), если в 10 – 11-х классах – 2 года. В процессе практической реализации проекта происходит и его презентация, так как на уроке ученики могут обмениваться «учебниками», проводить по ним взаимодиктанты, викторины и игры. Какую кашку не варят? (Клевер) Название какого цветка связано со звоном? (Колокольчик) Название какого цветка - кондитерское изделие? (Ирис) 1) осознают, что слова могут быть однозначными и многозначными; 2) усваивают ещё один приём создания загадок; 3) получают экологические знания в ненавязчивой форме. Цели и задачи проекта:-развить творческий -потенциал детей; -повысить качество орфографической и пунктуационной грамотности; -активизировать мыслительную и познавательную деятельность; -формировать умение работать в команде; повысить самооценку. Уроки русского языка, литературы Практико-ориентированные мини-проекты по повторению изученного в начальной школе:«В стране невыученных уроков»:Как помочь однокласснику, не знающему склонение (спряжение, части речи, члены предложения…).Конечный продукт - карманные словарики, рисунки, карты, таблицы, рассказы, сказки и т.д. Словарь современного школьника;Язык и компьютер;Книжная полка читателя-школьника;Сценарий заседания Клуба знатоков русского языка;Поэтические сборники выпускников «Спасибо тебе, школа». контрольный презента-ционный практи-ческий аналити-ческий поисковый Этапы работы над проектом Алгоритм проектной деятельности в творческом проекте Анализ идеи Выбор одной Планирование Изготовление Оценка (рефлексия) Определение потребности Выработка первоначальных идей Обозначение требований к объекту проектирования Исследование существующих объектов Защита проекта. Постановка проблемы, её актуальность Высказывание гипотезы, аргументация её положений Этапы работы над проектом, краткий анализ полученных результатов Выводы. Результаты рефлексивнойоценки проекта. Ответы на вопросы. Структура работы Возникшие трудности, их преодоление Этапы работы Адресат Цели работы Почему выбранаэта тема Рефлексия Результат проектной деятельности. АльманахСборник иллюстрацийСборник собственных творческих работСтенгазетыКиносценарийВидео-, диа- или слайд-фильмКомментарии к тексту художественного произведенияПубликацияБуклетПрезентацияВеб-сайт. п р о е к т н а я л и ч н о с т ь д е я т е л ь н о с т ь Индивидуальные особенности Интеллектуальная сфера Эмоциональная сфера Коммуникативность Настойчивость Адаптивность Целеустремлённость Ответственность Креативность Если вы думаете на год вперед - сейте зерна, Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья, Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека. Даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться.Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле. Р. Бах. Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно – ориентированного обучения и самостоятельной работы школьников. Спасибо за внимание !