Консультация для педагогов МБДОУ Кто такой логопед, зачем он нужен в МБДОУ


Работа логопеда на логопедическом пунктеВ ДОУ. Прекрасна речь ,когда она как ручеек Бежит среди камней чиста, неторопливаИ ты готов внимать ее потокИ восклицать: «О, как же ты красива!». Логопедический пункт.Дети группы физиологической направленностис нарушениями или недостаточным речевым развитием(ФФНР,ФНР, НПОЗ, дизартрия, дислалия ) Цель: Построение в детском саду системы коррекционно-развивающей работы, позволяющей компенсировать речевые нарушения детей. Составляющиелогопедической работы: Изучение уровня речевого развития детей, определение направления работыРабота по коррекции звукопроизношенияРазвитие фонематического слухаФормирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речиРабота по коррекции слоговой структуры словаПредупреждение нарушений письма и чтенияРазвитие связной речиРазвитие мелкой моторикиРабота над просодической стороной речиРазвитие мышления, памяти, внимания Формирование правильного произношения: Механическое воздействие Методы: Опора на сохранные звуки Показ Слуховой, зрительный, тактильный контроль Артикуляционные упражнения Механический Имитативный Смешанный Способы: 1. развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;2. формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);3. развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;4. совершенствование лексико-грамматических конструкций;5. развитие неречевых психических процессов;6. развитие мелкой моторики пальцев рук. Работа по профилактике речевых нарушений Ежегодное обследование детей младшего и среднего возраста Выступления на педсовете Консультации вспитателей Консультации родителей по запросу Работа МПК ДОУ Оформление папок-передвижек Выступление на родительскиъ собраниях Что же такое ФНР и ФФНР? Фонематическое нарушение речи  (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи). Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:·        Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи·        Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу  слова. Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) –  нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.  К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:·        Замена звука на более простой по артикуляции·        Нестабильное использование звука в речи ·        Искаженное произношение звука     У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких:·        С, З, Ц – сигматизм свистящих звуков·        Ш, Ж, Щ – сигматизм шипящих звуков·        Л – ламбдацизм Дизартрия. Что это? Дизартрия (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий. Дислалия - Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.Формы дислалииМономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)Физиологическая (возрастная) — нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития.Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата. Три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т.е. системного нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе. На первом уровне наблюдается полное или почти полное от­сутствие словесных средств общения в возрасте 5—6 лет, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована. Сло­варный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комп­лексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и со­провождающихся жестами. Дети с такими особенностями отно­сятся к так называемым «безречевым». На втором уровне появляются общеупотребительные слова, хотя и искажённые. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значи­тельно отстают от возрастной нормы. Третий уровень характеризуется наличием развёрнутой фразо­вой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окру­жающими, но лишь в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение крайне затруднено. В современных работах выделяется ещё и четвёртый уровень (Т. Б. Филичева), характеризующийся лёгкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: · алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. · афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга. Нарушения письменной речи Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии. Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов.